Posted 5 декабря 2013,, 10:12

Published 5 декабря 2013,, 10:12

Modified 12 ноября 2022,, 14:28

Updated 12 ноября 2022,, 14:28

Благотворительность меняет формат

5 декабря 2013, 10:12
Сейчас нижегородцы понимают слово «благотворительность» очень узко. Большинство покупают игрушки сиротам или перечисляют деньги на лечение. Иные способы сделать благое дело распространены не слишком широко, но в скором времени ситуация изменится, считают эксперты. О том, какие тренды наметились в этой сфере, рассказывали участники конференции «Корпоративная благотворительность: лучшие российские практики».

Тренд первый — прозрачность, которой так часто не хватает сфере благотворительности. После резонансного случая со сбором средств на лечение Ирины Орловой в первую очередь пострадали добросовестные некоммерческие организации, которые действительно стремятся помогать другим. «Репутация, которую мы нарабатывали годами, оказалась потеряна в один миг», — констатирует директор центра коммуникаций и социальных технологий «Пятый ветер» Оксана Тажирова. В связи с этим встал вопрос о неких гарантиях, которые могли бы предоставлять НКО людям и компаниям, жертвующим деньги на благие цели. Родилась идея создать нечто вроде СРО для благотворительных организаций. Так появилась Ассоциация добросовестных благотворителей Нижегородской области. Одно из направлений ее деятельности — разъяснительная работа о том, как вычислить мошенников, а также понять перспективы сотрудничества с тем или иным проектом.

Как отметила директор фонда «Дети без мам» Мария Хайруллина, нередко в благотворительной практике бывают случаи, когда одна организация не в силах собрать нужную сумму. А вот в рамках ассоциации эта проблема вполне решаема. Таким образом, в будущем станет происходить консолидация благотворительных организаций, объединение усилий для решения конкретных задач.


Второй тренд — изменение отношения бизнеса к тому, на какие цели стоит отдавать деньги. Сейчас, по словам генерального директора тренинговой компании «ЕВМ» Евгения Мачнева, все с готовностью отдают деньги детям и «бездомной флоре и фауне» (под это емкое определение попадают экология, бездомные животные, редкие виды, занесенные в Красную книгу, и прочее). В этом есть один большой минус. Дело в том, что бизнес от любых своих действий ждет отдачи, пусть и нематериальной, и благотворительность не является исключением. Например, проведение социальных акций среди сотрудников укрепляет коллективный дух. Если же компания принимает участие в крупном благотворительном проекте, то в большинстве случаев речь идет об улучшении ее имиджа.


Чем стандартнее акция, тем меньше шансов добиться ожидаемого эффекта: журналисты о переводе средств в пользу очередного детского дома вряд ли напишут, да и внутри компании работники, как правило, с куда большим интересом принимают участие в нестандартных, ярких, интересных проектах. Поэтому отдельные предприниматели уже начинают искать разнообразные «благотворительные фишки». «Приведу простейший пример. Все аптечные сети жертвуют детям. И вот есть в Ростовской области одна сеть, которая перечисляет деньги паралимпийской соборной. Она выгодно выделяется на фоне остальных», — говорит Евгений Мачнев.

При этом активно развивается еще один вид корпоративной благотворительности – сотрудничество с НКО. В этом случае бизнес выступает соорганизатором процесса, обеспечивает взаимодействие фондов с жертвователями и т.д. Например, на конференции был презентован простой способ помочь конкретному ребенку в регионе от компании МТС. Набрав *700# любой абонент перечисляет средства на лечение подопечной Центра гуманитарных программ годовалой Анжелики Л. из Нижегородской области, которой для борьбы с врожденной аномалией развития ушей и полноценного развития необходимо дорогостоящее слухопротезирование. При этом оператор обеспечил прямое и простое действие, убрал посредников и все комиссии. Подобные инфраструктурные вещи бизнес на себя берет все чаще и чаще.


И третий тренд — это социальные инвестиции. Сейчас, отмечает Оксана Тажирова, в большинстве своем люди и бизнес дают деньги на «сиюминутные потребности». Например, очень многие помогают детям-сиротам: различные подарки, концерты, одежда и так далее. Это хорошо, но жизненных проблем этих детей подобные подарки не решат. «Воспитанники приютов совершенно не приспособлены к жизни, они часто даже не могут плиту зажечь и обед себе приготовить. Нужно всерьез заниматься их социальной адаптацией. Нужно им давать не рыбу, которую они съедят сейчас, а удочку, с помощью которой смогут прокормить себя в дальнейшем», — говорит директор центра «Пятый ветер» и добавляет, что такими видами благотворительности сейчас мало кто занимается.


Кстати, в сфере социальных инвестиций бизнес может найти варианты, напрямую выгодные для себя. Так, один крупный оператор стационарной телефонной сети стал обучать пенсионеров компьютерной грамотности и пользоваться Интернетом. Тем самым он фактически расширяет себе клиентскую базу.

Социальные проекты, объединяющие все три сектора, могут быть интересны и государству, считает председатель правления НРОО «Детский проект» Татьяна Безбородова. «Содержание одного ребенка в детдоме стоит около 40 тыс. руб. в месяц. Можно посчитать, сколько тратит государство на всех сирот в год. Тем более что сейчас введена норма, согласно которой государство должно обеспечить жильем всех воспитанников детдомов, даже если им уже исполнилось 18 лет. Мы же занимаемся тем, что помогаем устроить детей к приемным родителям, а также работаем с проблемными семьями, в которых мамы вот-вот откажутся от детей. То есть стараемся сделать так, чтобы у нас было как можно меньше социальных сирот», — говорит Татьяна Безбородова. При этом она добавляет, что государству неплохо было бы принимать участие в таких проектах: например, по линии администраций различного уровня организовать им информационную поддержку.

По мнению участников конференции, власть вообще должна активнее поддерживать любые социальные инвестиции, так как это вложения в качество жизни населения, и, соответственно, стимулировать бизнес к участию в подобных проектах. Правда, по словам Евгения Манчева, ей стоит избегать «благотворительного рэкета» (это когда говорят: отдай деньги детям-сиротам, пенсионерам, бездомным животным и так далее — или мы тебе обеспечим проблемы) — такой вариант вполне вероятен в нашей стране, где ни в чем не знают меры. Также спорен вопрос, стоит ли вводить дополнительные налоговые льготы для организаций-филантропов, так как это станет «еще одним способом налоговой оптимизации и подорвет идею бескорыстной помощи».

Если все три тренда «сложатся в единое движение», то, уверены участники конференции, это сделает сферу благотворительности более цивилизованной и эффективной, превратит ее в инструмент, с помощью которого удастся улучшить жизнь людей.

Александра Елина

"