к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 2 4
43 5 46 6 33 7 14 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
09:11 Пятница, 29 Ноября 2013

Марк Фельдман: Очень может быть, мы будем наращивать муниципальный долг

Нижний Новгород подошел к принятию бюджета на 2014 год. Текст этого важнейшего финансового документа доступен на сайте гордумы. Изучая статьи расходов, можно снова сожалеть о наших дорогах, физкультуре и спорте, культуре и озелененных территориях, которые останутся без надлежащего финансирования. А еще есть «Нижегородпассажиравтотранс», находящийся, как говорится, на последнем издыхании. Вопрос выживания и развития этого муниципального предприятия — первый в перечне проблем, поднятых в интервью «Ньюс-НН» председателем комиссии по бюджетной, финансовой и налоговой политике гордумы Марком Фельдманом.

— Год мы завершим, я думаю, достаточно успешно. Да, разрывы, да, дефициты есть. Они были всегда и будут всегда — это нормально. Серьезные опасения связаны с бюджетом будущего года. Например, в вопросе, который всех беспокоит, — с пассажирским автотранспортом. В конце текущего года мы надеемся на движения областного правительства, потому что мы приняли «Нижегородпассажиравтотранс» на баланс города в очень тяжелом состоянии, в том числе финансовом: 90% подвижного состава изношено, причем изношено до такой степени, что требует срочной замены. Есть опасения специалистов, что в разы может упасть количество автобусов, которые выходят на линию, а это серьезно. Поэтому сегодня необходимы средства, чтобы поддержать предприятие, они также нужны на его развитие. По расчетам департамента транспорта, нужно минимум полтора миллиарда рублей для замены подвижного состава, и дело не терпит отлагательств. Хочу напомнить, что мы получили это предприятие с оценкой его материальной задолженности в размере примерно 400 млн руб…

…условно. Ведь называлась и более значительная сумма долга.

— Да, условно. Когда я считал долги «Нижегородпассажиравтотранса» по поручению главы города, то выходил на сумму в два раза большую. При этом 200 млн руб., которые мы должны были получить от правительства области по графику в этом году, мы еще не видели. И в переговорном процессе существуют предложения со стороны регионального правительства о том, что эти деньги появятся не обязательно в этом году, а в следующем. Хочу напомнить, что в июне администрация города фактически «продавила» этот вопрос: из не самого богатого городского бюджета были выделены 200 млн руб. на погашение долгов «Нижегородпассажиравтотранса». Причем большая часть этой суммы ушла в Пенсионный фонд. То есть эти средства не стали для предприятия оборотными.

Мы планируем в бюджете будущего года увеличение в том числе и заемных средств, которыми будет пользоваться город. Вместе с администрацией мы ведем четкую, грамотную, не побоюсь пафосного слова, политику, привлекая займы по заметно более низкой цене, нежели это делает областной бюджет…

Но это все-таки долги!

— Это обязательства, и их надо исполнять, выплачивая проценты. Поэтому очень может быть, что мы будем идти по пути наращивания муниципального долга. Ничего в этом страшного и критичного нет. Но поскольку доходная часть бюджета не выглядит супероптимистично, то обслуживание обязательств не кажется легким. Мы к этому готовимся, по-прежнему изыскиваем возможности новых поступлений в бюджет. В высокой степени мы усилили работу с теми, кто арендует муниципальное имущество. Имеем положительную динамику. Думаю, мы и на будущий год сможем еще больше усилить доходность по этим статьям путем работы с должниками. Хочу выразить благодарность Валентине Сергеевне Никулиной, под руководством которой комитет по управлению городским имуществом дает каждодневный результат в бюджет города. Речь идет о сотнях миллионов рублей.

Должен добавить, что у города очень мало активов, продавая которые он мог бы пополнять бюджет. В этом году мы получили очень хорошие средства за рекламные носители, использовав грамотную модель, предложенную директором департамента градостроительного развития Татьяной Шмаковой. Но на будущий год у нас этих почти 500 млн руб. не будет. Только около 27 млн руб. — за текущую аренду рекламных мест. Поэтому эти источники надо замещать. Это работа системная. Она рутинная, тяжелая. Но дает результат каждый день.

Я считаю, что нам необходимо более конструктивно работать с областным правительством. Перед нами стоят масштабные задачи, связанные с подготовкой инфраструктуры к чемпионату мира по футболу. Но никто же не отменял системных задач, и мы будем настаивать на их приоритетности — доведении до ума ситуации с детскими садиками. Мы, наконец, смогли в этом году сделать шаг (и даже два шага!) по расселению ветхого и аварийного фонда.

Поскольку вы заговорили о «Нижегородпассажиравтотрансе», то я не могу не остановиться вот на чем: специалисты этого рынка говорят, что администрация города своими руками окончательно разваливает предприятие, неграмотно распределяя пассажиропоток по маршрутам, а также позволяя коммерческим перевозчикам работать параллельно с муниципальными автобусами. В результате городской транспорт упускает прибыль, и без того находясь в неравных условиях с частниками.

— Я позволю себе ответить, переведя ваш вопрос в ту плоскость, в которой я разбираюсь. Собственно, это было предметом разговора на бюджетной комиссии, где присутствовали и господин Гойхман, председатель транспортной комиссии, и директор департамента транспорта господин Семечкин. По поводу логистики, трафика, маршрутов и так далее я ничего не могу сказать — я не специалист. Но хочу отметить вот такой позитивный момент: мы наконец сдвинулись с мертвой точки, заказав анализ городского пассажиропотока. Результатом должна стать модель транспортной логистики, как это принято и в науке, и в практике. Тогда мы сможем управлять этим процессом. Чтобы управлять, надо уметь прогнозировать, правильно оценивать… Тендер, наконец, состоялся, есть компания, которая его выиграла. Естественно, эта работа займет немало времени.

Меня как финансиста больше заботит эффективность использования средств. Это очень важный вопрос. Он в зоне нашей компетенции и ответственности. Поэтому на последнем заседании нашей комиссии мы вопросам эффективности, которая, простите за грубость, связана не только с поддержанием штанов, но и с вопросами развития, уделили очень много внимания. Если целесообразность, эффективность, финансовую грамотность упаковать с ротацией подвижного состава, с правильным трафиком, то тогда мы какой-то результат сможем сформировать — позитивный, я думаю. Для этого требуется, к сожалению, ручная и каждодневная работа.

Не могу не затронуть вопрос, который касается передачи учреждений культуры и спорта из областного подчинения муниципалитету. Всех тревожит одна проблема: как хотя бы сохранить то, что есть, не говоря уже о каком-то развитии. У нас еще есть (но уже скоро его может не стать!), например, музей архитектуры и быта народов Поволжья…

— У нас есть также замечательный музей Горького…

Да, на реставрацию которого надо минимум 200 млн руб.

— Боюсь, что больше… Когда я упомянул, что мы более конструктивно должны работать с областным правительством, я подразумевал, что когда нам передают все эти учреждения культуры (а если у нас не будет культуры, у нас не будет социума, будущего и даже настоящего), то мы должны понимать, как их содержать. Тот же музей Горького просто в ужасном состоянии. Уникальное здание! Мы говорим о туризме, о привлекательности города. А что мы будем показывать? Бетонные коробки или торговые центры? Классно получается: нам передают учреждение, имущество и смету ремонта на сотни миллионов рублей, которая сколько-то лет лежала без движения. Нам надо изыскивать свои возможности — очень скудные, это правда. Но в этой части и работа с правительством должна быть более интенсивной. И вы не сомневайтесь, что так и будет.

Может быть, ЧМ-2018 мы не могли себе позволить? Хотя, конечно, это уже бессмысленный вопрос…

— Он почти риторический, потому что решения обсуждаются до их принятия. Есть у них и сторонники, и противники, но мы должны готовиться и не ударить в грязь лицом перед всем миром. Это серьезно.

Когда наконец будет пересмотрено отношение к бюджету областного центра? По сравнению с Пермью, Екатеринбургом, Самарой мы выглядим просто нищебродами…

— Здесь я бы поспорил. Но для этой темы нужна отдельная серьезная беседа. Скажу только, что не так уже мы плохо выглядим на фоне упомянутых вами миллионников. Да, есть система — я в третий раз повторю — взаимоотношений с областным правительством. В каких-то городах это выглядит более лояльным для муниципалитета, в каких-то менее. Это наша обязательная работа — и депутатского корпуса, и администрации. Все-таки более чем на 60% город формирует бюджет области. И город — лицо области.

То есть все время стоять с протянутой рукой перед региональным правительством?

— Бюджетный кодекс позволяет рассчитывать на расщепление поступающих налогов не в 3%, а, допустим, в 5%. Это уже большие деньги, они были бы подспорьем городу... У области есть свои проблемы, я готов их признать. Но скажу в четвертый раз: наша работа с правительством в 2014 году должна стать в разы лучше и эффективнее. А тогда и наши страхи пусть не уйдут, но начнут потихонечку рассасываться.

Ирина Славина