Posted 25 ноября 2013,, 05:11

Published 25 ноября 2013,, 05:11

Modified 12 ноября 2022,, 14:32

Updated 12 ноября 2022,, 14:32

Александр Шаронов: Высокие проценты по областным займам — ложь

25 ноября 2013, 05:11
Госдолг в последнее время играет роль страшилки для общества: часто можно услышать, что 75-процентный госдолг означает смерть региона, что область платит невероятно высокие проценты по займам и так далее. Однако надо отделять факты от домыслов. Так считает председатель комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания Нижегородской области Александр Шаронов.

Александр Георгиевич, вы не раз во всеуслышание заявляли, что у нас очень сбалансированная структура госдолга. Почему вы так считаете? Ведь немалое количество депутатов ЗС НО придерживаются противоположной точки зрения.

— Что нужно сделать, когда привлекаешь заемные ресурсы? Во-первых, оценить свои возможности по погашению, во-вторых — по обслуживанию (то есть по уплате процентов). Долг должен быть структурирован таким образом, чтобы погашение займов не приходилось «кучей» на короткий промежуток времени. С этой точки зрения у нас долг вполне сбалансирован: используется механизм выпуска облигаций — как более длинный инструмент, и есть кредиты коммерческих банков — в основном на срок до года.

Второй пункт — это стоимость обслуживания. По этому критерию мы можем сравнить наш регион с другими субъектами федерации, которые размещают на рынке аналогичные долговые инструменты. По стоимости обслуживания госдолга мы находимся где-то в первой пятерке по России, то есть имеем относительно недорогие долги.

Однако некоторые депутаты утверждают, что мы, наоборот, плохо смотримся по этому показателю — дескать, у нас самые дорогие привлеченные ресурсы в ПФО.

— Про стоимость заимствования на денежном рынке я уже сказал, и в этой части наша область смотрится очень неплохо. Другое дело, что существуют межбюджетные кредиты, которые федерация предоставляет регионам. Ставка по таким инструментам — 1–2% годовых. Конечно, все бы хотели привлекать такие деньги. Однако их получить непросто. У нас они тоже есть, но их доля невелика (около 7,8 млрд руб.). Рассчитывать на то, что в скором будущем ситуация резко изменится, я лично оснований не вижу.

В нашей стране на данный момент распределение бюджетных кредитов происходит во многом в «ручном» режиме — на усмотрение федерального правительства. Четко сформулировать критерии, которыми оно руководствуется, я вряд ли смогу. Предполагаю, что здесь играют роль политические отношения.

Бюджетные кредиты — хороший по цене, но нерегулярный и труднодоступный источник средств: сегодня деньги дали, а завтра — нет. Мы же говорим о тех инструментах, которые работают по понятным правилам и которыми можно управлять, каковыми и являются рыночные инструменты — кредиты коммерческих банков и облигации.

Как раз по поводу кредитов коммерческих банков существует мнение, что мы привлекаем их под очень высокие ставки.

— Да, некоторые депутаты делали такие заявления. Там фигурировали цифры 18–20% годовых. Я видел комментарии, что у нас такая структура заимствований якобы потому, что в состав Законодательного собрания входят банкиры, которые проталкивают законопроект об увеличении максимальной планки госдолга, так как им выгодно давать деньги под высокие проценты. Это ложь. Во-первых, стоимость кредитов, которые берет область у комбанков, не так высока: коридор колебаний ставок — от 7,14% до 9,02%. Эта информацию подтверждается документально, по просьбе нашего комитета министерство финансов представило соответствующую справку. Согласно ей, на данный момент у нас чуть менее 14 млрд руб. непогашенных обязательств перед кредитными организациями, средневзвешенная ставка составляет 8,45%. Кредиторами в основном выступают госбанки — Сбербанк и ВТБ. Единственное исключение — Запсибкомбанк, но на его долю приходится относительно небольшой объем средств, да и проценты по ним не выходят за обозначенные выше ставки. Всего же на текущий момент по кредитам комбанков область в этом году выплатила процентов на сумму почти 495 млн руб.

Облигации выпускаются под такие же проценты?

— С ними все сложнее. Дело в том, что их доходность (так называемые купоны) — плавающая величина, она устанавливается на каждый купонный период региональным правительством, но тоже никак не 18–20%. Для примера: правительство Нижегородской области установило ставку 1-го купона по облигациям серии 34009 объемом 10 млрд руб. в размере 8,37% годовых. Вот ориентировочный уровень. Публичные обязательства занимают наибольшую долю в структуре госдолга (примерно 30 млрд руб.), на выплату купонов приходится 2,5 млрд руб.

А на какую сумму планируется выпустить облигаций в следующем году?

— Облигации — инструмент с фиксированным сроком обращения и погашения, в среднем такие займы привлекаются на три года. Так, в следующем году к погашению приходится 4 млрд руб., при этом планируется разместить новые облигации на 10 млрд руб.

Вы считаете, что такое увеличение заимствований приемлемо?

— У нас предельная планка госдолга — 75% от доходов бюджета, тогда как предельно допустимая Бюджетным кодексом РФ величина — 100%. При этом многие страны — и США, и Европа — госдолг меряют по отношению к ВВП. Если сравнивать наш областной госдолг и ВРП, то он менее 7%. А если прогнозы правительства области оправдаются, то к 2016 году он составит около 6%. Долг России к ВВП — примерно 35%. Для сравнения: многие экономически развитые страны имеют уровень госдолга в пределах 80–120% к ВВП. Как видите, пока мы достаточно сдержанны в заимствованиях.

Александра Елина

"