к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 2 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
13:11 Среда, 20 Ноября 2013

Эксперты прогнозируют рост долгов субъектов РФ – Нижегородский Эксперт-клуб

 

В преддверии публичных слушаний по теме бюджета на 2014 год, которые должны пройти в городской думе 10 декабря, состоялось очередное заседание Нижегородского эксперт-клуба. Участники обсудили бюджет на 2014 год и проблемы межбюджетных отношений, а также дали прогноз относительно роста госдолга Нижегородской области.

 

По словам председателя комитета по бюджету и налогам регионального парламента Александра Шаронова, на сегодняшний день размер госдолга Нижегородской области превышает 50 млрд рублей. Он отметил, что размер госдолга, как правило, варьируется с учётом погашений, но к концу текущего года может достигнуть 55 млрд, в 2014 – 66 млрд, к концу 2016 года долг прогнозируется уже на уровне 88 млрд рублей. По мнению депутата, субъекты РФ ускорят наращивание госдолга, что является вынужденной мерой и связано, в первую очередь, с необходимость реализации указов Президента об увеличении зарплат бюджетникам.

- На фоне замедления темпов роста экономики, индексация социальных выплат – это значительная нагрузка на бюджет. В Нижегородской области снизились налоговые поступления от крупных вертикально интегрированных компаний, и не наращивать долг – фактически означает остановить программы развития, - считает Шаронов.

Депутат также напомнил о неутешительных прогнозах, предусматривающих снижение роста ВВП страны через 5 лет с 5% до 1,8%.

На фоне сложной экономической ситуации, Нижний Новгород принял на себя дополнительные обязательства (которые ранее выполнял региональный бюджет) по содержанию 19 ДЮСШ, 3 музеев, библиотеки, театров, выплаты пенсий за выслугу лет. Об этом в ходе заседания заявила начальник отдела сводного бюджетного планирования и анализа департамента финансов городской администрации Марина Зверева. В то же время, она отметила, что все соцвыплаты в бюджете на 2014 год учтены. Повышение стоимости проезда в общественном транспорте не планируется.

Ректор бизнес-школы «Грин-сити» Василий Козлов считает, что структура трансфертов обязывает регионы к борьбе за федеральное финансирование. Однако важно понимать, каким образом будут использованы и как в дальнейшем будут приносить доходы реализуемые за счёт средств федерального софинансирования проекты.

- Необходимо оценивать бюджет с точки зрения его вклада в будущее, - уверен эксперт.

По мнению экс-мэра и экс-председателя областного Заксобрания, в настоящий момент являющегося представителем правительства в Верховном Суде Дмитрия Беднякова, российский бюджет по сути – бюджет не федеративного, а унитарного государства:

- Негативной стороной централизации является неэффективность расходования бюджетных средств, что в итоге приводит к злоупотреблениям и коррупции. Россия по уровню коррумпированности занимает одно из первых мест в мире. Опросы показывают, что 40% россиян давали взятки, 80% готовы дать взятку при необходимости. Эффективная борьба с коррупцией повысит эффективность бюджетной политики, - уверен Бедняков.

Экс-мэр считает, что в условиях дефицита бюджета можно жить в долг. Вопрос в том, какой процент бюджетных денег тратится на обслуживание долга.

Депутат Законодательного собрания Нижегородской области от фракции КПРФ Владислав Егоров напомнил, что прогнозы социально-экономического развития зачастую не сбываются:
- Согласно прогнозам, которые заксобрание давало несколько лет назад, на сегодня мы уже должны были жить в бездефицитном бюджете, а в 2015 году начать сокращать госдолг.

- На 2016 год рост госдолга заложен на уровне почти 90 млрд рублей, госдолг достигнет 75% доходов бюджета, на его обслуживание будет тратится 10 млрд рублей. Это свидетельство продолжения прежней политики. А закачка денег в мегапроекты – не есть всегда вклад в развитие, - считает депутат.

- Порядка 400 млн рублей уже было затрачено на проектирование оперного театра, однако в планах на следующий год его нет. ФОКи – проект важный и нужный, но на содержание одного ФОКа необходимо 40 млн рублей в год, а сегодня ФОКи передаются на баланс муниципалитетов. Через некоторое время им потребуется капитальный ремонт, - беспокоится Егоров.

Депутат также отметил, что основа долговых обязательств области и города – кредиты коммерческих банков.

- Долг Нижнего Новгорода на 96% - это долг коммерческим банкам. При этом перспектив, как расквитаться с долгами, не видно, об этом не говорят, - отмечает Егоров.

- Бюджет – это, прежде всего, социальный документ, и мы должны оценивать его с точки зрения того, насколько эффективно он решает социальные задачи, - уверен депутат.

Мнение Владислава Егорова отчасти разделяет и заведующий кафедрой туризма и сервиса ННГАСУ Николай Гировка:

- Сегодня пошла мода на крупные проекты, которые потом оказываются убыточными. Отсутствие мониторинга, исследований проектов до момента их реализации приводит к отсутствию ясности относительно их рентабельности и целесообразности, - резюмирует эксперт.

Политолог Виктор Лысов отметил сокращение городского бюджета по отношению к бюджету области. По его словам, бюджет – серьёзный индикатор взаимоотношений субъекта федерации и местного самоуправления. Централизация власти и бюджета, по мнению эксперта, приводит к потере контроля над деньгами. Политолог также отмечает важность гражданского самосознания в процессе формирования бюджета.

- Гражданами становятся тогда, когда становятся ответственными налогоплательщиками, - уверенЛысов.
По мнению политолога Евгения Семёнова, бюджетная политика является лакмусовой бумажкой политики государства:

- Управление бюджетным процессом становится мощным рычагом политического влияния и давления. Бюджет – это кувалда, которой можно подавлять деятельность на местном уровне. При этом «вассал», который создаёт продукт, не имеет права влиять на его распределение и перераспределение, - говорит Семёнов о принципах межбюджетных отношений.

По мнению политолога, необходимо уравнять права в рамках бюджетной политики между исполнительной и законодательной властью.

С критикой межбюджетных отношений не согласен руководитель городского исполкома партии «Единая Россия» Николай Андреев:

- Существующая межбюджетная политика позволила стране выжить в кризис и значительно сократить внешний долг, при этом сохранив социальную направленность бюджета, - заявил Андреев.

Политолог Константин Барановский видит тренд и главную проблему в бездействии городской власти, отсутствии стратегии и тактики главы города в части наполнения городского бюджета и получения дополнительных доходов:

- Помимо налогов, существуют неналоговые поступления. Нужно развивать малое и среднее предпринимательство – это и дополнительные налоги, и рабочие места. К примеру, в городе существует масса неоткрытых маршрутов, на которые можно организовать конкурс и затем получать деньги. Пусть это и не гигантские доходы, но курочка по зёрнышку клюёт, - отмечает политолог.

Барановский также считает необходимым ввести в практику обсуждения не только собственно бюджета, но и бюджетной стратегии – «хотя бы на уровне обывателей, политологов, экспертов»:

- Когда нет целеполагания, можно идти в любую сторону – всё равно не заблудишься, - заключаетБарановский.

Председатель редколлегии ИД «Биржа» Владимир Лапырин предложил вести публичные обсуждения не только в момент принятия бюджета, но и по факту его освоения:

- Публичность расходования бюджетных средств сейчас за семью печатями. Между тем, основные показатели эффективности бюджетной политики – это не рейтинги, а конкретные вещи, важные для каждого конкретного жителя: среднедушевой доход, рабочие места, доступность жилья.

Политолог Иван Юдинцев отметил необходимость развития доходной базы бюджета – в первую очередь, муниципальной, а также увеличения дисциплинированности российских налогоплательщиков.

Итоги обсуждению подвёл политический обозреватель газеты «Биржа» Александр Суханов, отметив, что налоги начнут платить тогда, когда уровень коррупции в стране понизится хотя бы на 50%. Пока же резонно возникает вопрос: бюджет для коррупции или коррупция для бюджета?

- Есть механизмы, которые не позволяют формировать бюджет города независимо и автономно. Пока мы не знаем, ради чего бюджет принимается, какие задачи он должен решить – мы не можем его оценивать. К сожалению, мы редко спрашиваем, какова эффективность бюджетов прошлых лет – не с точки зрения освоения денег, а с точки зрения увеличения доходов граждан, объёма привлечённых инвестиций, общего улучшения уровня жизни населения.

Таким образом, важна не только публичность принятия бюджета, но и прозрачность расходования средств.

Нижегородский Эксперт-клуб - открытая дискуссионная площадка, созданная по инициативеагентства «Биржа плюс», «Агентства политических новостей – Нижний Новгород», НИА «Нижний Новгород» и интернет-портала newsnn.ru Основная идея «Нижегородского эксперт-клуба» – привлечение экспертного сообщества к обсуждению значимых для Нижегородского региона общественно-политических тем и информирование населения о сути происходящих в области процессов.