Posted 18 ноября 2013,, 08:11
Published 18 ноября 2013,, 08:11
Modified 12 ноября 2022,, 14:34
Updated 12 ноября 2022,, 14:34
2014 год ознаменуется рядом изменений для местных бюджетов. С одной стороны, это обмен расходными обязательствами: область возьмет на баланс все дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования, а муниципальные власти получат культуру и спорт.
С другой стороны, происходит и перераспределение доходов бюджетов разного уровня. Как пояснил «Ньюс-НН» вице-губернатор Нижегородской области Владимир Иванов, речь идет прежде всего о нормативах отчисления НДФЛ — основного источника доходов всех местных бюджетов. Но территории оказались в разных условиях. Например, в Нижнем Новгороде норматив сохранен на прежнем уровне (23%), а для ряда районов снижен. В одних муниципалитетах перераспределение отчислений произошло из-за несоответствия уровня передаваемых обязательств, в других — в силу Бюджетного кодекса, который теперь запрещает оставлять местным бюджетам 100% от НДФЛ.
По словам министра финансов Нижегородской области Ольги Сулимы, для того чтобы сгладить негативные последствия таких рокировок доходов и расходных обязательств, регион увеличивает межбюджетные трансферты в 2014 году на 33% по сравнению с уровнем прошлого года на «выравнивание бюджетной обеспеченности».
Пока «схлопывания» местных бюджетов никто не ожидает — на текущие расходы денег им должно хватить. Но трудности возникают при решении капиталоемких социальных задач. По словам главы администрации Большемурашкинского района Вениамина Кокурина, в 2014 году область резко сократила свое участие в нескольких ОЦП. Региональная власть теперь выделяет лишь 30% от необходимых для реализации программ средств (ранее — 70%), остальные 70% должны где-то взять муниципалитеты. «У нас нет таких денег, это может привести к тому, что мы вообще останемся без ОЦП», — говорит Вениамин Кокурин.
«Тот объем трансфертов из областного бюджета, который предусмотрен в 2014 году, позволяет решать фактически все вопросы, кроме финансирования двух особо капиталоемких программ, — поясняет «Ньюс-НН» глава администрации Сергачского района Николай Субботин. — Первая — это ОЦП «Ликвидация очередности в дошкольных учреждениях», которая фактически подразумевает строительство новых детских садов. Это порядка 100 млн руб. (у нас, в частности, 80 млн с лишним) на один объект. Вторая — программа расселения ветхого фонда, на которую также нужны очень большие средства. Поэтому мы просили правительство области каким-либо образом уменьшить нагрузку на районы при решении этих вопросов. Например, увеличить долю софинансирования со стороны региона. Или перераспределить средства между районами — ведь не все сейчас строят детсады и расселяют ветхий фонд, то есть тем, кто реализует данные ОЦП, можно дать чуть больше денег».
Как отметил по окончании публичных слушаний Владимир Иванов, варианты решения этих вопросов есть. В частности, средства, заложенные в 2014 году на две упомянутые программы (526,4 млн руб. — на ликвидацию очередности в дошкольных учреждениях и 993 млн руб. — на расселение ветхого фонда), пока еще не распределены по муниципальным образованиям. Не сделано это потому, что пока еще не решен вопрос софинансирования из федерального бюджета.
«Дело в том, что действие программы реформирования фонда ЖКХ, в соответствии которой проводится расселение ветхого фонда, было продлено до 2018 года. В связи с этим мы просим перераспределить нагрузку: раньше основной объем работ планировалось выполнить в 2014–2015 годах, однако теперь мы настаиваем, чтобы нам разрешили все сделать равными долями в последующие три года (и чтобы соответствующим образом предоставлялось и софинансирование). Так будет легче как региональному бюджету, так и местным. Но ответа мы пока не получили. Что касается строительства дошкольных учреждений, наше министерство образования разговаривало с Минобрнауки РФ, и согласно предварительным договоренностям, если мы успешно отчитаемся по этой ОЦП в 2013 году, финансовая помощь со стороны Федерации вырастет раза в два по сравнению с теми цифрами, которые предусмотрены в проекте бюджета сегодня», — говорит вице-губернатор.
Таким образом, констатирует Владимир Иванов, для муниципалитетов доля собственных средств при участии в целевых программах может уменьшиться с 70% до 40–50%, если не ниже. Но пока неизвестно, удастся ли снизить этот показатель до прежних 30%. Между тем главы районов в своих докладах отмечали, что бюджеты у них «сложные и трудные». То есть даже 50% для некоторых территорий могут оказаться непосильной ношей.
Александра Елина