Posted 12 ноября 2013,, 07:11

Published 12 ноября 2013,, 07:11

Modified 12 ноября 2022,, 14:36

Updated 12 ноября 2022,, 14:36

ВИКТОР СОПИН КАК ЖАННА Д’АРК

12 ноября 2013, 07:11
На прошлой неделе стало известно, что Виктор Сопин выиграл очередной суд, и его отрешение от должности мэра, принятое городской думой Дзержинска в ноябре 2011 года, признано неправомочным. Парадоксальность ситуации состоит в том, что это событие настолько же важно, насколько и незначимо. Евгений Семенов, политолог

Решение суда, последовавшее за рядом исков Виктора Сопина, решившего, что «честь дороже жизни», ничего не изменило и уже не изменит в нижегородском самоуправлении. Усмотрев в действиях бывшего мэра Дзержинска нарушение процедурных вопросов (больше месяца тянул с обращением в суд по поводу восстановления его в должности), суд принял поистине соломоново решение: честь-то Сопину вернули, а должность — нет.

Казалось бы, после такого судебного решения конфликт может считаться исчерпанным. Стороны в определенной мере получили удовлетворение: кто-то остался с должностью, потеряв честь, кто-то расстался с должностью, но честь вернул: «Красота! Среди бегущих первых нет и отстающих». Однако это не так, и к «общепримиряющему» финалу мы не приблизились ни на йоту.

За процедурными вопросами и судебной софистикой как-то ушла в тень суть конфликта. А ведь в основе противостояния Сопина и дзержинских депутатов стоял конфликт интересов населения и региональной власти. Население Дзержинска, настаивая на своих конституционных правах самостоятельно осуществлять местное самоуправление, требовало сохранения всенародных выборов мэра. Именно это и не устраивало региональную власть, которая считала и продолжает считать, что власть только тогда власть, когда она не зависит от воли населения.

Авторитарная доктрина власти, реализуемая правительством Шанцева, и демократические принципы осуществления власти, которые ближе населению, вылились в многолетний дзержинский конфликт, в котором всенародно избранный мэр Сопин стал не только камнем преткновения, но и своеобразным символом этой войны. Понятно, что Сопин был обречен. Сопин стал «Карфагеном, который должен быть разрушен», и, используя дзержинскую думу как карательный отряд, региональная власть Сопина снесла.

Что же сегодня? Реабилитированный Сопин — это очень важная победа, но только моральная, за которой не последует никаких изменений. Суд не только не вернул населению право осуществлять местное самоуправление, в том числе и право выбирать мэра, но даже не рассматривал этот вопрос. Собственно, этот вопрос и не поднимался. Но сегодня, опираясь на решение суда, которое официально делигитимизировало городскую власть Дзержинска и нанесло серьезный удар по репутации региональной власти, Сопин может начать вторую партию в своей игре. Пользуясь широкой поддержкой населения, он как никто другой годится на то, чтобы стать лидером общественного движения за возвращение прямых выборов мэра.

Умудренный опытом Виктор Сопин — это не залетный юноша Гудков с его легковесными призывами. Сопина хорошо знает и поддерживает население, его жалует вниманием пресса, за ним, хоть и не вполне отчетливо, но все же просматривается поддержка прохоровской «Гражданской платформы». Важным обстоятельством является и то, что его фигура интересна определенным политическим элитам, противостоящим губернатору Шанцеву. Представители этих элит готовы инвестировать политические и финансовые ресурсы в человека, который поднимет против Шанцева «восстание». А тема восстановления конституционных прав населения идеально подходит для начала таких действий. Весь вопрос в том, захочет ли Виктор Сопин сыграть такую роль? Роль дзержинской Жанны д’Арк.

Евгений Семенов, политолог

P. S. Напомню, что Жанна д’Арк была казнена врагами после предательства «друзей».

"