Posted 13 ноября 2013,, 03:11

Published 13 ноября 2013,, 03:11

Modified 12 ноября 2022,, 14:36

Updated 12 ноября 2022,, 14:36

Владислав Егоров: Назрела необходимость в ревизии бюджетных расходов

13 ноября 2013, 03:11
Бюджет Нижегородской области на 2014–2016 годы предполагает увеличение госдолга и сокращение региональных программ развития. При этом есть ряд статей, которые в текущих экономических условиях иначе как нерациональными назвать нельзя. Так считает заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области Владислав Егоров.

Владислав Иванович, скажите, пожалуйста, известно ли, какие основные проблемы будут стоять пред правительством области при исполнении бюджета на следующие три года?

— Да, известно. Проект бюджета на 2014–2016 годы уже внесен на рассмотрение в Законодательное собрание Нижегородской области. 22 ноября состоится заседание регионального парламента, на котором проект закона будет обсуждаться в первом чтении. До 2 декабря комитеты ЗС НО должны подготовить поправки. Принять трехгодичный бюджет окончательно нужно до 17 декабря. Эти сроки определяются Бюджетным кодексом, поэтому заседания в ноябре-декабре будут смещены с конца месяца на середину.

Согласно проекту закона, доходы в 2014 году планируются в размере 114 млрд руб. (плюс 12,4% к уровню 2013 года). Однако расходы по-прежнему превышают доходы, поэтому на 2014–2016 годы установлен дефицит в размере 10–11 млрд руб. — это на уровне 2013 года.

Самый главный вопрос, возникающий в связи с этим: откуда мы будем брать деньги, чтобы покрыть дефицит? Ответ: за счет увеличения госдолга. На данный момент правительство внесло в ЗС НО проект закона, согласно которому максимальный размер госдолга устанавливается на уровне 75% от доходов областного бюджета (сейчас — 65%). Пока этот законопроект на бюджетном комитете не обсуждался, вероятно, он будет рассмотрен в ноябре вместе с бюджетом.

Вы считаете, что этот законопроект все-таки будет принят?

— Скорее всего, да. Нам уже сейчас правительство обосновывает необходимость новых заимствований, и весь бюджет 2014–2016 годов сверстан именно под госдолг на уровне 75%.

Кстати, на прошедшем 31 октября заседании регионального парламента была рассмотрена (и отклонена) законодательная инициатива депутата нашей фракции Владимира Буланова. Он предлагал уменьшить предельный размер госдолга до 50%. Между прочим, когда-то даже эта величина называлась «заоблачной».

Однако, по словам губернатора, у нас небольшой госдолг в сравнении с другими регионами. Мы, кажется, на 41-м месте по соотношению госдолг/доходы бюджета среди субъектов РФ…

— С одной стороны, да. С другой стороны, мы много тратим на обслуживание госдолга (то есть на выплату процентов), по этому показателю мы лидируем в ПФО и занимаем одну из первых строчек в России. Мы задавали представителям областной администрации вопрос о структуре долговых обязательств: бюджетные это кредиты, облигации или еще какие-либо виды займов. Оказывается, что около половины — это кредиты коммерческих банков. Я считаю, что это плохо для региона. Во-первых, проценты по ссудам комбанков значительно выше, чем по другим видам заимствований. Во-вторых, это структуры, которым не свойственно миндальничать с клиентами, кем бы они ни были, то есть у нас меньше возможностей для маневра.

В дальнейшем правительство области намерено также брать довольно много средств у кредитных организаций — по крайней мере, из ответа вице-губернатора можно сделать именно такой вывод. В частности, к 2016 году у нас планируется нарастить задолженность до 88,8 млрд руб. (сейчас — 50 с небольшим миллиардов), а на обслуживание госдолга тратить 8–10 млрд руб. (сейчас — 4,9 млрд). Как видите, эти два показателя растут довольно симметрично.

При этом стоит понимать, что сейчас в области очень непростая ситуация с доходами. У нас, в частности, наблюдается падение по поступлениям от налога на прибыль предприятий. Основная причина — это закон о консолидированных группах налогоплательщиков: «благодаря» ему мы недосчитались 5–6 млрд. Состояние промышленности в регионе вообще вызывает опасения: если говорить о ГАЗе, особых перспектив развития я не наблюдаю, на ВМЗ проблемы. К тому же не стоит забывать о сложной ситуации в мировой экономике вообще и в российской в частности. Как правило, машиностроительная и обрабатывающая отрасли страдают первыми в условиях экономической нестабильности. Так что падение прибыльности наших крупнейших предприятий-налогоплательщиков может продолжиться.

То есть не приходится ожидать не только наращивания налоговой базы, но и сохранения текущего уровня доходов. Однако, на мой взгляд, правительство очень оптимистично в своих прогнозах и всех возможных трудностей не учитывает. И этот излишний оптимизм очень опасен — ведь все остальные параметры бюджета рассчитываются из этих завышенных оценок. Придется по ходу практически ежемесячно урезать какие-то статьи расходов. Это очень болезненно, когда корректировки происходят в таком текущем режиме.

Какие статьи обычно в первую очередь корректируются?

— Вряд ли в этом случае можно употребить слово «обычно» — это ситуация нестандартная, можно сказать, авральная. Но, например, в 2009 году сокращались областные целевые программы (ОЦП).

В частности, программа развития социально-инженерной инфраструктуры. Она включает в себя строительство и реконструкцию объектов социальной сферы — это школы, больницы, поликлиники. Также к данной программе относятся строительство и ремонт некоторых сельских дорог, газификация. То есть фактически это субсидии, которые предоставляет регион местным бюджетам для решения их текущих проблем. И эта сфера очень уязвима, так как в районах области нет средств не то что на строительство нового здания роддома или школы — на текущий ремонт денег не хватает.

Кстати, эта программа начиналась при нынешнем губернаторе с 15 млрд руб. в 2006–2007 годах. Потом выделяемая на эти цели сумма планомерно снижалась. В 2012 году — около 6 млрд, в 2013-м — 4 млрд, в 2014-м — 2,1 млрд.

При этом правительство иногда не исключает объекты, а меняет сроки реализации. В частности, в марте этого года из ОЦП «Развитие…» были исключены многие объекты — почти все, связанные со строительством линий водоснабжения на селе. Общее сокращение составило 366 млн руб. То есть в декабре программа была утверждена в размере 4 млрд руб., а уже в марте урезана почти на 10%. При этом нам сказали: «Не переживайте, все объекты остались, просто они перенесены в ОЦП «Чистая вода». Действительно, так и есть — они остались, но только строительство будет начато не в следующем, а в 2017 году или позднее.

Каждый такой перенос для жителей районов оборачивается серьезными неприятностями. Например, в Сеченове нет канализации. Ее строительство было предусмотрено на 2013 год, а потом финансирование этого проекта перенесли в ОЦП «Чистая вода» и назначили к реализации через четыре года. При этом надо учесть, что районы потратились на разработку проекта: местные власти ужались, выделили довольно значительные для местных бюджетов средства (как правило, это несколько миллионов), а правительство говорит: потом. А когда это «потом» настанет, проект надо будет актуализировать, то есть опять будут нужны деньги. А где гарантия, что в 2017-м деньги будут? И что строительство этих объектов не будет перенесено еще на несколько лет? Ведь вполне вероятно, что при таком росте долговых обязательств нам не то что не до строительства новых больниц и дорог будет — придется судорожно думать, где брать деньги на обслуживание госдолга. Так что когда будет канализации в Сеченове — неизвестно.

Другие целевые программы также сокращаются?

— В 2012 году таких программ насчитывалось 43, в 2014 году осталась 21. То есть происходит сокращение числа госпрограмм. Также правительство приостанавливает до 1 января 2015 года действие некоторых законов. Суть этих изменений — резкое сокращение расходов по отдельным соцпрограммам либо отмена индексации социальных выплат. Ведь пособия определенным гражданам увеличиваются на индекс-дефлятор (то есть величину официальной инфляции) — в этом году он составил 6,4%. Но на следующий год по многим соцвыплатам индексация отменяется. То есть по факту людям платить будут меньше. В результате мы видим сокращение расходов по этим статьям.

Мало кто знает, но по действующему сегодня областному закону пенсионеры должны ездить в общественном транспорте бесплатно! Но третий год подряд «Единая Россия» с подачи областного правительства приостанавливает действие этой нормы. В результате бюджет, конечно, экономит более 450 млн руб., но за счет кого? За счет самых незащищенных граждан! Приостанавливается действие статей об индексации в законах «О мерах социальной поддержки ветеранов», «О мерах социальной поддержки многодетных семей», «О погребении и похоронном деле»… Всего таким образом планируют «сэкономить» за счет граждан около 800 млн руб.

Вообще социальные расходы режутся в первую очередь. Представители правительства часто говорят, что бюджет у нас социально ориентированный, и приводят в качестве доказательства большие суммы, заложенные в бюджете на выплаты различного рода пособий. Но в течение года всегда происходит столько сокращений по этим статьям, что я даже вынужден был на последнем бюджетном комитете запросить у правительства справку, насколько были реально урезаны расходы по социальным выплатам в каждом году.

В качестве примера: на сентябрьском заседании регионального парламента некоторые социальные расходы были скорректированы на 650 млн руб. «в связи со сложившейся экономией средств» (то есть получателей оказалось меньше, чем планировалось). В среднем же сокращение составляет по этим статьям 1 млрд руб. и более в год. При этом практически не пострадали те расходы, которые в условиях кризиса являются нерациональными.

То есть сокращают не там, где следовало бы?

— Да. Принцип приоритетности расходов по-прежнему не работает. В идеале первоочередная задача правительства области — повышение уровня жизни людей. У нас все не так. Например, мы направляли губернатору от фракции КПРФ перечень объектов в районах (всего их 54), которые предложили включить при формировании ОЦП «Развитие…». Это проблемы, которые для районов являются насущнейшими. Например, строительство котельной. Или в Городце больницу ликвидируют. Но ответ на наше обращение мы до сих пор не получили.

При этом у нас в бюджете заложено огромное количество нерациональных и неэффективных расходов. Например, есть статья «на благоустройство территории Нижегородского кремля», на которую тратится около 70 млн в год. Но, оказывается, все работы по благоустройству в кремле делаются не по линии ГКУ, а по линии управления делами губернатора. А эта контора чем занимается?

Увеличивается в 2014 году штат чиновников министерства экономики — на 6 единиц, министерства промышленности — на 3, региональной службы по тарифам — на 9, на содержание инспекции административно-технического надзора потратят на 58,8% больше, чем в 2013 году. Содержание представительства области в Москве — 62 млн. На презентационную деятельность и выставочно-конгрессные мероприятия — десятки миллионов. Пропагандистский аппарат в лице государственных СМИ получит из бюджета области 321 млн руб. А между тем программа развития социально-инженерной инфраструктуры режется в разы.

Давно назрела необходимость проведения ревизии бюджетных расходов. Давно нужно перестать прикрываться красивыми словами о «социально ориентированном бюджете». Нужно четко определить, какие расходы безболезненно для граждан уже сегодня можно сократить, а какие социальные выплаты даже повысить, увеличить финансирование сельского хозяйства, строительства социальных объектов в районах области…

Приоритетность социального направления должна подтверждаться реальными цифрами и ростом уровня жизни нижегородцев, а не декларироваться успокоительными фразами.

Александра Елина

"