к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 2 4
43 5 46 6 33 7 38 8 25 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
12:11 Пятница, 8 Ноября 2013

Госдолг: теперь в Нижнем

Долгое время вопрос, где взять деньги на покрытие дефицита, стоял перед городом менее остро, чем перед регионом. Городской администрации удавалось эффективно управлять расходами, не наращивая муниципальный долг, что было отмечено международными финансовыми аналитиками. Так, у Нижнего Новгорода на данный момент даже более высокий кредитный рейтинг, чем у Нижегородской области. Однако новые расходные обязательства могут заставить город увеличивать объем заимствований.

Депутаты думы Нижнего Новгорода признаются, что бюджет города на 2014 год «очень многих пугает». На заседании профильной комиссии Игорь Богданов отметил, что «у нас по каждому департаменту не хватает примерно миллиарда рублей». Имелись в виду не текущие расходы, например на содержание, а более долгосрочные — на перспективу, такие, как капремонт. В транспортной сфере можно привести пример «Нижегородпассажиравтотранса»: деньги на зарплату персонала, запчасти и бензин есть, а на закупку новых автобусов (что жизненно необходимо для предприятия с износом парка примерно 90%) — нет.

В 2014 году ситуация с расходами только ухудшится. Виновники, как всегда, законодатели: по новым правилам бюджетного процесса на муниципальный уровень передаются учреждения культуры и спорта, взамен регион забирает дошкольное и дополнительное образование. При этом представители областного правительства неоднократно подчеркивали, что такая «рокировка» выгодна исключительно местным бюджетам: дескать, забирают от них больший объем обязательств, чем передают, поэтому страдает исключительно облбюджет.

Увы, в реальности все получается не так. Как отметил в разговоре с «Ньюс-НН» депутат Анатолий Волков, «баш на баш здесь никогда не получается». «Мы тут считали — на содержание вроде денег хватает. Другой вопрос — в каком состоянии были переданы эти объекты. Некоторые из них не знали ремонта десятилетиями», — отметил он.

 


Председатель комиссии по бюджетной, финансовой и налоговой политике гордумы Марк Фельдман подтверждает, что ряд сюрпризов, в частности, преподнесут объекты культуры. «Состояние наших музеев хорошо известно — или плохое, или плачевное, или ужасное. А тот же музей им. Горького — памятник федерального значения, это наше наследие, мы не можем его так оставить», — заявил он «Ньюс-НН». По словам депутата, «цена вопроса» пока официально не названа, но, «по разговорам с чиновниками из городской администрации», есть смета (правда, в ценах 2008 года), согласно которой на приведение в порядок музея нужно несколько сотен миллионов рублей. Вероятнее всего, при пересчете на нынешнюю стоимость материалов и работ итоговая сумма окажется еще выше. «В любом случае нам такую сумму не потянуть. В нашем сложном бюджете нет и пары «лишних» миллионов рублей, не то что нескольких сотен миллионов», — резюмирует Марк Фельдман и добавляет, что нужно очень тщательно смотреть каждый объект и постараться добиться передачи его на как можно менее кабальных для муниципалитета условиях.


 

Но даже если удастся добиться каких-либо преференций от региона, все равно расходы города возрастут, с этим ничего сделать нельзя. Поэтому, как отмечает Волков, депутаты пытаются найти дополнительные источники доходов. Конечно же, самый очевидный и простой способ увеличения поступлений в бюджет — увеличить налогооблагаемую базу. Под этим подразумевается как развитие бизнеса, так и повышение собираемости налогов. «Например, у нас немало коттеджей, которые до сих пор по документам проходят как недостроенные, хотя в них несколько лет живут люди. Делается это специально, чтобы не платить налоги. В частности, по некоторым оценкам, по земельному налогу город недополучает порядка 100 млн руб.», — говорит депутат.

Также, по словам Волкова, планируется немного пополнить городской бюджет за счет регионального. Здесь, во-первых, можно посмотреть, все ли обязательства перед городом выполнила область (например, по софинансированию областных целевых программ). Помимо этого, отмечает Анатолий Волков, депутаты планируют выходить на федеральный уровень с законодательной инициативой об увеличении нормативов отчислений по некоторым видам налогов для областных центров.

Однако не забывает город и о классическом источнике финансирования бюджетного дефицита — госдолге. Так, по словам Марка Фельдмана, в проекте бюджета закладывается максимально возможный уровень заимствований такого рода — на уровне 6 млрд руб. (текущий — 3,1 млрд руб.) и верхняя планка обслуживания госдолга в 500 млн руб. (на данный момент — чуть более 300 млн руб.). Конечно, говорит депутат, деньги в долг будут брать только на самое необходимое, а по возможности стараться не занимать вообще, но удастся ли придерживаться этой линии — еще вопрос. Ведь область начинала так же: госдолг в 50% от доходов областного бюджета депутаты ЗС НО и представители правительства называли «запредельной величиной», которая «пусть будет на всякий случай». А теперь в парламенте рассматривается законопроект, согласно которому максимально возможный уровень заимствований составляет 75%. Нижний Новгород вполне может повторить этот путь.

Александра Елина