к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 2 4
43 5 46 6 33 7 38 8 37 9 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
05:10 Вторник, 22 Октября 2013

Металлургические убытки

Нижегородские металлургические предприятия за семь месяцев 2013 года получили убытки на миллиарды рублей. Эксперты объясняют это стагнацией рынка и сомневаются, что два флагмана региональной металлургии — ВМЗ и литейно-прокатный комплекс в Выксе — смогут дальше показывать прибыль.

Самые убыточные

По состоянию на 1 августа 2013 года число убыточных организаций в Нижегородской области по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилось на 39 единиц — до 449, а сумма убытков увеличилась на 83,9% и составила 18,951 млрд руб. Об этом сообщил «Нижегородстат». В обрабатывающем производстве убыточны по итогам семи месяцев 2013 года 112 предприятий (годом ранее их было 100): сумма убытков выросла в 2,4 раза — до 9,883 млрд руб.).

Самые большие убытки показали предприятия в отрасли «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий»: хотя число убыточных предприятий и сократилось на одно — до 12 единиц, а вот убытки выросли более чем вдвое — до 3,449 млрд руб. Также большие убытки зафиксированы в сфере производства транспортных средств и оборудования — 1,895 млрд руб.

В министерстве промышленности и инноваций Нижегородской области пояснили, что рост суммы убытка на предприятиях металлургии и производства транспортных средств и оборудования связано большей частью с реализацией крупных инвестиционных проектов на ряде этих предприятий и высокими кредитными расходами. «Рассматриваемая ситуация является плановой, снижение уровня убыточности по этой группе предприятий будет происходить планомерно, в соответствии со сроками окупаемости, заложенными при расчете проектов», — уверяют в минпроме.

По прогнозам, представленным в министерство, до конца текущего года планируется сократить убытки на 500 млн руб. — 11 из рассматриваемых предприятий планируют выйти на безубыточный уровень и получить прибыль в течение четвертого квартала текущего года. С остальными предприятиями минпром продолжит работу в оперативном режиме.

Выксунский флагман

Самый большой убыток «обеспечил» литейно-прокатный комплекс (ЛПК) в Выксе — филиал ОАО «ОМК-Сталь», выпускающий прокат. Как сообщили «Ньюс-НН.ру» на ЛПК, по итогам семи месяцев 2013 года убыток предприятия до налогообложения составлял 3,197 млрд руб., а по итогам восьми месяцев — 3 млрд руб. Однако на ЛПК рассчитывают, что убыток увеличиваться не будет и к концу года предприятие выйдет «в ноль». Между тем, год назад — за девять месяцев 2012 года — убыток составлял только 1 млрд рублей. На ЛПК пояснили, что убыток связан со снижением объемов производства на фоне стагнации рынка металлургии, с повышением курса валют (все заимствования литейно-прокатный комплекс делает в иностранной валюте) и снижением рентабельности по отрасли как в России, так и на мировом рынке в целом. Сама же «ОМК-Сталь» планирует по итогам 2013 года получить прибыль.

На Выксунском металлургическом заводе (ВМЗ, входит в состав ОМК) за истекший период 2013 года убыток не зафиксирован, сообщили в пресс-службе предприятия. По итогам текущего года на ВМЗ ожидают сопоставимый с прошлогодним финансовый результат.

Тем не менее, старший аналитик ИК «Велес Капитал» Айрат Халиков не склонен ожидать, что во втором полугодии 2013 года ЛПК и ВМЗ улучшат свое положение, поскольку в третьем и четвертом кварталах не было заметного улучшения конъюнктуры рынка.

По словам Халикова, снижение прибыли — глобальная проблема, которая затронула не только российских сталелитейщиков, но и металлургов Европы и Азии. Проблемы в Европе связаны с тем, что на фоне макроэкономических проблем жители меньше покупают автомобили и недвижимость, а правительство снижает объемы строительства инфраструктурных объектов. На эти сектора приходится три четверти потребления стали. А российские металлурги половину своей продукции экспортируют за рубеж, главном образом в Европу.

Айрат Халиков отмечает, что в наиболее трудном положении оказались те компании, которые до кризиса брали крупные кредиты для строительства современных предприятий и расширения производственных мощностей. После резкого снижение цен на металл и металлургическое сырье в 2009 году они начали нести убытки и с трудом обслуживали свои займы. В их числе и выксунский ЛПК.

Глава аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев тоже говорит, что не самое лучшее финансовое положение сейчас наблюдается не только у предприятий дивизиона «ОМК-Сталь» и ВМЗ. «Явное недополучение прибыли является следствием снижения темпов роста выручки, а порой и гораздо меньшего объема полученной выручки металлургами за свою продукцию. Сейчас на мировых рынках цены на металлургическую продукцию, к сожалению, не могут похвастать ростом», — поясняет Абелев.

Однако он более оптимистичен в прогнозах по прибыли ВМЗ. По его мнению, завод имеет шансы завершить календарный год без убытков, но для этого придется активно работать над скорейшим завершением инвестиционных проектов, таких как обновление стана для труб малого диаметра или реконструкция производства нефтегазопроводных труб среднего диаметра. «Ряд крупных федеральных и международных проектов (очередная нитка «Северного потока» или планируемый к вводу в строй через несколько лет «Южный поток») смогут обеспечить ВМЗ заказами, но для этого нужно завершить модернизацию производства для выпуска магистральных труб, которые используются при строительстве таких газопроводов», — поясняет эксперт свое мнение.

Заказы сокращаются

Следует отметить, что крупные потребители ВМЗ — «Газпром» и РЖД — уже заявили о сокращении своих программ по размещению заказов.

В частности, Федеральная грузовая компания (ФГК, дочерняя компания ОАО «РЖД») в этом году заявляла о сокращении закупки подвижного состава, причем существенно — в два раза. Изначально оператор планировал закупить в 2013 году около 16 тыс. единиц подвижного состава, а затем снизил этот объем до 7,7 тыс. Об этом писали федеральные СМИ. А ВМЗ является поставщиком железнодорожных колес. Согласно последним данным ВМЗ, в первом полугодии 2013 года объем выпуска колес на заводе сократился на 7% по сравнению с первым полугодием прошлого года, что обусловлено проведением в марте планового капитального ремонта в колесопрокатном цехе.

Как сообщили в управлении информации «Газпрома», планируется, что в 2013 году объем поставок трубной продукции ВМЗ для компании составит около 190 тыс. тонн, тогда как в 2012 году объем поставок составлял 337,8 тыс. тонн. Снижение объемов закупок связано прежде всего с высоким уровнем укомплектованности газотранспортных проектов «Бованенково-Ухта» и «Южный коридор», для которых в 2012 году поставлялся основной объем трубной продукции ВМЗ, пояснили в управлении информации «Газпрома».

Абелев добавляет, что после принятого Правительством РФ решения о «заморозке» тарифов естественных монополий до 2016 года для промышленных потребителей и РЖД, и «Газпром» будут вынуждены существенно корректировать в сторону сокращения свои инвестиционные программы, которые и обеспечивают создание новых проектов, под которые такие предприятия, как ВМЗ, активно выпускают продукцию. «В условиях снижения цен на металлы на мировых рынках да еще и сокращения инвестиционных программ естественных монополий металлургические производства рискуют остаться без крупных промышленных заказов, что, естественно, повлечет за собой убытки в обозримом будущем», — констатирует эксперт.

Екатерина Чичурина