к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 2 4
38 5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
06:10 Понедельник, 21 Октября 2013

Бюджет на грани фантастики

В пятницу, 18 октября, в Законодательном собрании Нижегородской области состоялось совещание по проектам трехлетнего областного бюджета и социально-экономического развития на 2014-2016 годы. По признанию одного из депутатов, документ региональный парламент очень впечатлил: «Так плох, как никогда не был».

По словам депутата ЗС НО Владимира Буланова, обсуждение проекта главного финансового документа области было крайне жестким. Даже депутаты «Единой России» задавали вопрос о том, как будет обслуживаться растущий госдолг. Потому что доходы предприятий, согласно статистике, падают, а заимствования растут: так, в следующем году планируется потратить на выплату процентов 4,9 млрд руб. (в этом году — 4 млрд), а ведь в 2014-м госдолг вырастет только на 2% и достигнет 60% ВРП. При этом к 2016 году его планируется увеличить до 75%.

Проект социально-экономического развития на 2014–2016 годы также вызвал у депутатов некоторые сомнения. По их мнению, это «идеальная модель», которая вряд ли воплотится в реальность. «Сейчас правительство надеется на «РусВинил», который должен дать нам 2–3% к росту ВРП. Но это только надежды, я бы посоветовал вспомнить о реальности. Мы вообще-то рассчитывали, что в этом году перешагнем рубеж в 1 трлн руб., а по самым оптимистичным прогнозам по итогам 2013 года будет 960 млрд», — напоминает Владимир Буланов.

Другие источники доходов также нестабильны, отмечает он. Например, акцизы. План по ним стандартно не выполняется (по итогам девяти месяцев текущего года уже наблюдается недобор). Да и по транспортному налогу хотят собрать 3,5 млрд руб., при том что 300 тыс. жителей области не считают себя обязанными его платить.

 


Депутаты полагают, что бюджет «на грани» — область скоро начнет набирать госдолг, чтобы «проедать» его. В свете этого остается рассчитывать только на чудо, то есть на то, что федеральное правительство все-таки отыграет назад ряд принятых за последние несколько лет решений по социальным обязательствам и налоговым послаблениям. В частности, надежду на это выразил вице-губернатор Нижегородской области Владимир Иванов в комментарии «Ньюс-НН» после заседания правительства, на котором был представлен бюджет 2014–2016 годов. По его словам, регионы не могут потянуть обязательства, наложенные на них волей президента, и бюджеты многих субъектов РФ просто «схлопнутся». Кстати, федеральный бюджет тоже начал пасовать — Счетная Палата РФ уже сочла недостаточными средства казны для выполнения майских указов Путина.


 

Однако тревожные сигналы прошли мимо власть имущих. По словам аналитика инвестиционного холдинга «Финам» Антона Сороко, пока президент ясно дал понять, что сворачивать реализацию его указов нельзя, так как это долгосрочные инвестиции в уровень жизни населения. При этом аналитик не считает изменения в законодательстве, принесшие регионам столько хлопот, «однозначно негативным моментом». «Сэкономленные на различных вычетах деньги, скорее всего, будут израсходованы предприятиями на инвестиционную активность и вернутся в экономику посредством дополнительного объема производства товаров и услуг. Очень похожая ситуация и с вычетами по НДФЛ: домохозяйства направят высвободившиеся доходы на покупки, что приведет к увеличению сборов НДС и налога на прибыль корпораций. Таким образом, мы видим, что все эти факторы взаимосвязаны и в целом не являются строго негативными для экономики региона», — говорит Антон Сороко.

Однако на практике все складывается не так гладко, как в теории. Взять хотя бы повышение зарплат работникам бюджетной сферы (зарплаты отдельных категорий выросли на 15–30%). «Нужно понимать, что у бюджетников, как правило, невысокие доходы. И те дополнительные 5–7 тысяч, которые мы им дадим, вряд ли будут потрачены на машины и мебель — в большинстве случаев люди станут покупать больше еды, не очень дорогую одежду, товары первой необходимости. Таким образом, они просто разгонят инфляцию на те же продукты питания. Это плохо скажется на уровне жизни граждан, которым зарплату не повысили, — ведь на частные компании мы никак не можем влиять», — отмечает депутат ЗС НО Александр Косовских.

К тому же часть послаблений носят только декларативный характер. Яркий пример приводит глава комитета по бюджету и налогам ЗС НО Александр Шаронов: «В этом году обещали, что тарифы на энергоресурсы поднимать не будут. Однако при этом ввели новую методику расчета, и по факту предприятия будут платить больше».

 


Угроза новых законодательных инициатив сохраняется. Например, на прошлой неделе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев высказал идею «заморозить» акцизы на алкоголь и табак с 2015 года. А это, между прочим, один из источников дохода бюджета, в том числе и регионального. «Особенно удивляет тот факт, что обсуждается это уже после того, как рост тарифов на три года был утвержден — соответствующее постановление было подписано 30 сентября», — говорит Александр Шаронов. Также он добавляет, что это не первый случай такой «впечатляющей» работы федерального правительства — взять хотя бы ситуацию с тарифами и новой методикой их расчета или пенсионную реформу (пятую за последние 15 лет — а ведь в среднем срок реализации таких программ составляет несколько десятилетий). Поэтому быть уверенными, что до 2016 года федеральным властям в голову не придет еще какая-нибудь идея, которая сильно ухудшит ситуацию с региональной казной, нельзя.


 

При этом депутаты констатируют, что интересы Нижегородской области на федеральном уровне защищать некому. Одна из причин заключается в том, что на данный момент у нас не очень сильная команда в региональном правительстве, считает Владимир Буланов. «Я говорил с депутатами Госдумы — они наших чиновников практически не знают. А другие регионы, которые демонстрируют более устойчивое развитие, чем мы, постоянно ходят к ним и в итоге получают средства на поддержку и развитие. Потому что деньги у федерации есть и она готова их выделять, но профильные министерства слабо прорабатывают этот момент», — говорит депутат.

В свете всех вышеизложенных факторов депутаты ЗС НО крайне обеспокоены тем, каким образом верстался наш областной бюджет. Поэтому они запросили в дополнение к бюджету методику расчета основных социально-экономических показателей.

Александра Елина