Posted 18 октября 2013,, 00:10

Published 18 октября 2013,, 00:10

Modified 12 ноября 2022,, 14:44

Updated 12 ноября 2022,, 14:44

Бизнес «по-рождественски»

18 октября 2013, 00:10
Проект «Рождественская сторона» благотворно сказался на имидже одноименной улицы, а также Нижне-Волжской набережной и улицы Кожевенной. Но только на имидже — бизнес-перспективы этого района до сих пор туманны. Так считают участники круглого стола «Проект «Рождественская сторона»: динамика рынка недвижимости».

Если посмотреть на структуру бизнеса района «Рождественской стороны», то сейчас четверть площадей приходится на заведения развлекательного типа и общепит (33 кафе и ресторана, 7 клубов), а три четверти — на офисные здания, говорит руководитель проекта Александр Сериков. Однако с момента «ребрендинга» улицы Рождественской прошло немного времени, и пока неясно, как в дальнейшем изменится экономическая структура этой территории.


Эксперты прогнозируют, что в первую очередь «уйдут» офисные центры. Причина — они неконкурентоспособны и малорентабельны. Так, по словам директора Центра научной экспертизы Татьяны Романчевой, средняя арендная ставка на офисные площади на территории «Рождественской стороны» в 2012 году составляла 559 руб. за кв. м, в 2013-м — 567 руб. «Она не выросла даже на величину инфляции, то есть можно сказать, что де-факто она упала», — констатирует эксперт. Сами арендодатели, присутствовавшие на круглом столе, назвали следующие цифры: 1-й этаж, красная линия — 1–1,5 тыс. руб. за кв. м, остальные площади — от 400 до 550 руб. при заполняемости объектов примерно 50%. Это невысокий показатель. Например, в «Бугров Бизнес Парке» на Комсомольской площади стоимость аренды 1 кв. м ‒ 950 руб., а заполняемость — 93%.


Гендиректор ГК «Триумф» Борис Горелик добавляет, что в последнее время становится все больше арендаторов, которые придают значение отделке помещений и состоянию коммуникаций. Последним офис-центры на Рождественской похвастаться не могут: здания все старые, в большинстве своем требуют капремонта, да и канализацию с водопроводом давно не меняли. Между тем делать реконструкцию на средства, которые, по словам самих арендодателей, они сейчас зарабатывают, нереально.

Эксперты отметили еще один фактор, который будет мешать бизнес-развитию «Рождественской стороны», — это парковки, точнее, их отсутствие. Все-таки большинство деловых активных нижегородцев ездят на машинах, и напряженная ситуация с автостоянками в этом районе создает существенные неудобства для бизнесменов и их клиентов. Для сравнения: «Бугров Бизнес Парк» имеет 6 га паркинга.

По мнению участников дискуссии, решить эту проблему можно строительством новых парковок. Например, в Почаинском овраге. Или на понтонах, как предложил директор АН «Чекни», президент Нижегородской гильдии сертифицированных риэлторов Анатолий Рябинин. Наплавной паркинг, по его словам, обойдется горадминистрации примерно в 60 млн руб. Напомним, что ориентировочная стоимость многоярусной парковки, которую намерены построить муниципальные власти у Канавинского моста, — 125 млн руб.


Такая «нешаговая» доступность парковок может плохо сказаться и на ресторанном бизнесе, который сейчас активно обживает улицу Рождественскую и прилегающую территорию, считает гендиректор Регионального кадрового центра Наталья Моисеенко. «Большинство заведений общепита здесь рассчитаны на довольно состоятельных клиентов, а они в основном ездят на личных авто. Парковка в Почаинском овраге или предлагаемый понтонный паркинг — это довольно далеко. Пройти на каблуках полкилометра или более, да еще и по брусчатке, вряд ли кто-то захочет», — говорит она.


При этом тот факт, что улица стала пешеходной, делает невыгодными некоторые виды торговли на Рождественской. В частности, ходить по бутикам состоятельные люди предпочитают «дверь в дверь»: вышел из машины — вошел в магазин, констатирует Татьяна Романчева. Да и вообще будущее стрит-ритейла в городе выглядит все более и более сомнительным — нижегородцы предпочитают торгово-развлекательные комплексы. При таких условиях бутику на пешеходной улице выжить практически нереально.

Есть и еще одно препятствие на пути «развлекательного» бизнеса на «Рождественской стороне». Дело в том, что сейчас там отдыхают почти исключительно нижегородцы. И не факт, что властям — региональным и городским — удастся обеспечить большой туристический поток в Нижний Новгород. А значит, почти все рестораны и кафе ценовой категории «выше среднего» столкнутся с дефицитом посетителей: состоятельные граждане станут реже бывать из-за проблем с парковками (особенно если администрация запретит парковаться по обочинам и усилит контроль, одновременно увеличив штрафы), туристов мало, а большинство обывателей предпочтут где подешевле.


Остается один вариант — открывать мини-отели и хостелы. Как пояснила «Ньюс-НН» Татьяна Романычева, у нас в городе хостелы в основном используются не как гостиницы, а как жилье для наемных рабочих. Так что даже если туристический поток будет невелик, жить в дешевых гостиницах будет кому.


Несмотря на столь сомнительное будущее, владельцы пока не спешат избавляться от своих квадратных метров в районе «Рождественской стороны». Как выразился Борис Горелик, «рынок акций и недвижимости живет ожиданиями — а вдруг лучше будет и цена вырастет?» Оправдаются ли эти надежды, станет понятно лишь в следующем году, считает гендиректор ГК «Триумф». В целом же на полное бизнес-переформатирование этого пространства эксперты отводят десять лет.

Александра Елина

"