Posted 15 октября 2013,, 04:10

Published 15 октября 2013,, 04:10

Modified 12 ноября 2022,, 14:45

Updated 12 ноября 2022,, 14:45

Рыночный вопрос

15 октября 2013, 04:10
Нижегородские рынки опять оказались под прицельным вниманием властей. То их внешний облик шокировал заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова, то Центральный рынок навеял главе администрации Нижнего Новгорода Олегу Кондрашову мысли о раковой опухоли. Нижегородцев периодически пугают тем, что все рынки «закроют и понастроят торговые центры». Однако на практике изменения в данном сегменте торговли происходят довольно медленно.

По информации Роспотребнадзора и городской администрации, на территории Нижнего Новгорода работают двенадцать рынков, из них три универсальных, которые соответствуют требованиям законодательства (с 1 января 2013 года универсальные рынки должны находиться в капитальных сооружениях): Автозаводский, Мытный и Центральный. Также функционируют девять специализированных рынков — восемь сельскохозяйственных и авторынок.


Кстати, по данным горадминистрации, год назад в Нижнем Новгороде было восемь универсальных и девять специализированных рынков — итого 17. Возникает вопрос: почему город так стремительно теряет торговые площади «народного типа»? Как пояснила «Ньюс-НН» заместитель начальника отдела надзора по гигиене питания управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Ольга Косарева, многие торговые организации сменили статус, чтобы не попадать под новые требования к розничным рынкам. Например, рынок «Заречный» превратился в сельскохозяйственную ярмарку. А «Средной» был универсальным, а стал сельскохозяйственным. Площадка сменила статус из-за того, что требования к «объектам капитального строительства» для сельхозрынков вступят в силу только с 2015 году.


Но нужно понимать, что подобные рокировки — не панацея. Через год с небольшим восьми нижегородским сельскохозяйственным рынкам все-таки придется закрываться на реконструкцию. «С одной стороны, это хорошо, — считает председатель НП «Ассоциация защиты интересов малого бизнеса» Ирина Борисова. — Бизнесу, чтобы просчитать свои расходы, нужны понятные и комфортные условия. Чтобы были точные данные по размеру аренды и не нужно было больше беспокоиться об обогреве помещения, плате за электроэнергию и так далее. По идее, в новых зданиях будет реализовано это условие. С другой стороны, необходим плавный, безболезненный переход. Например, временное предоставление другой площадки. Однако, как показывает практика, у нас мало думают о предпринимателях: все закрывают — и идите куда хотите».

Сами предприниматели переживают, как изменится стоимость аренды торгового места после реконструкции. В Нижнем Новгороде, согласно информации администрации города, все рынки находятся в частной собственности. И их владельцам придется за счет чего-то компенсировать затраты на капитальное строительство. Не исключено, что издержки будут заложены в стоимость аренды, а это, в свою очередь, скажется на цене товаров, то есть в итоге за все будет платить покупатель.

Но пока рыночных торговцев больше всего угнетает неопределенность — неясно, что, когда и где будут делать. В частности, рынок «Заречный» планировали закрыть еще в начале 2013 года (в СМИ не раз появлялась информация, что на его месте планируется построить торгово-развлекательный центр). Однако позже статус рынка был изменен на сельскохозяйственную ярмарку, и работа продолжилась. Последний раз вопрос о закрытии рынка всплывал в конце сентября. Тогда предприниматели пришли с пикетом к зданию городской администрации. После этого и. о. директора департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства Нижнего Новгорода Вадим Крайнов заверил всех, что по крайне мере до конца декабря рынок закрываться не будет. Также он тогда отметил, что угроза закрытия возникла из-за нарушений, допущенных собственником, и если они будут устранены, то рынок продолжит работу. О ТРЦ — ни слова. Кстати, официальных подтверждений этому факту до сих пор нет, все на уровне слухов и догадок. Таким образом, люди до сих пор не знают, сколько времени им еще разрешат торговать на «Заречном».

В разговоре о рынках нельзя не упомянуть о стихийной торговле, ведь в понятии горожан несколько бабушек с пучками петрушки на продажу образуют «рынок». Последний яркий пример: говоря о «раковой опухоли», глава горадминистрации Олег Кондрашов имел в виду прежде всего торговые ряды, которые, как пояснила Ольга Косарева, к самому Центральному рынку не относятся. Вот с такой «свободной» торговлей город, скорее всего, распрощается. Во-первых, она нарушает действующие с 1 января законодательные нормы, во-вторых, в таких торговых рядах чаще, чем на других площадках, наблюдаются разнообразные правонарушения. Так, по информации ГУ МВД России по Нижегородской области, была проведена проверка в Сормовском и Ленинском районах. Итог: обнаружены три торговые точки, которые занимались реализацией контрафакта, изъято более пяти литров стеклоомывающей жидкости, содержащей метанол, также были выявлены пять незарегистрированных предпринимателей и один «нелегал» из ближнего зарубежья. Третья причина избавиться от фанерных прилавков и палаток — освобождение земельных участков, на которых можно построить что-нибудь новое. Этот вопрос также актуален, учитывая, что все рынки расположены в выгодных, проходных местах.

Александра Елина

"