Posted 10 октября 2013,, 03:10

Published 10 октября 2013,, 03:10

Modified 12 ноября 2022,, 14:47

Updated 12 ноября 2022,, 14:47

QIWI отстаивает спам

10 октября 2013, 03:10
Платежная система QIWI оспаривает в суде решение Нижегородского УФАС, которое выявило факт рассылки рекламных сообщений без согласия получателя и велело компании прекратить это нарушение. Эксперты отмечают, что спам — один из дешевых инструментов рекламы, и не исключают, что QIWI решила продлить «напоминания о себе», подав в суд, потому что вышла на биржу.

ЗАО «Объединенная система моментальных платежей» (ОСМП, платежная система QIWI) оспаривает в арбитражном суде решение Нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС). Как говорится в материалах суда, исковое заявление подано 8 октября.

В пресс-службе УФАС пояснили, что QIWI оспаривает решение по спаму, принятое в августе этого года. Напомним, в ведомство поступило обращение нижегородца о том, что на его телефонный номер и электронную почту поступают рекламные сообщения от QIWI. При этом заявитель своего согласия на получение рекламы не давал. В частности, на его телефонный номер приходили сообщения «С наступающим Новым годом!!! QIWI!!!», на адрес электронной почты: «Мы расскажем вам о QIWI…», «Мы сделали это QIWI в большой лиге!!!», «Мы чемпионы, друзья… Компания QIWI теперь известна во всем мире, и мы представляем Россию...».


21 августа УФАС признало ОСМП нарушившим часть 1 статьи 18 закона «О рекламе» (распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия адресата на получение рекламы). Компании было выдано предписание о прекращении нарушения законодательства.


Получить комментарий ОСМП не удалось: запрос в компанию остался без ответа.

Директор нижегородского Магазина готового бизнеса Юрий Кузьмичев отмечает, что приведенные рекламные рассылки QIWI — имиджевая реклама компании, никаких услуг она не предлагала. Поэтому измерить ее эффект достаточно сложно, что, впрочем, непросто сделать и в случае прямой рекламы услуг. Единственный показатель — это увеличение числа обращений к услугам QIWI после массовой рассылки, говорит эксперт.

Управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров отмечает, что спам-рассылка — очень распространенный прием во всех сегментах рынка и зачастую он достигает цели. Однако часто встречается «нецивилизованная» рассылка. Например, когда предприниматели, продающие товар низкого качества, покупают базу для рассылки. А Кузьмичев считает, что для бизнеса спам-рассылка — не очень эффективный, но дешевый способ заявить о себе, хотя потребителей это раздражает и соответствующие органы должны влиять на такие «раздражителей». Он напоминает, что QIWI — достаточно известная компания, и, возможно, на примере выявления ее нарушения антимонопольным органом другие компании будут осторожнее со спамом. По мнению эксперта, вряд ли QIWI брала согласие с потребителей на рассылку, тогда как, например, при получении дисконтной карты какого-либо магазина покупатель дает письменное согласие на получение информации от этой компании.

По словам Ковжарова, крупные компании, такие как QIWI, используют рассылки только как один из способов коммуникации с потенциальными клиентами. По его оценке, реагируют на рассылки, как правило, малограмотные и небогатые люди, поэтому процент конвертации по ним низкий и, как следствие, такой спам обеспечивает не более 1–2% выручки.


Партнер юридической фирмы Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov Михаил Черепнов отмечает, что QIWI, конечно, может продолжать рассылку, но при условии, что судом будут приняты обеспечительные меры об отсрочке исполнения предписания УФАС. Однако нужно понимать, что это будут новые обстоятельства нарушения законодательства о рекламе со стороны QIWI, что может повлечь уже привлечение к административной ответственности (штрафу) без вынесения каких-либо предписаний, предупреждает юрист.


Юрий Кузьмичев напоминает, что на этой неделе QIWI вышла на биржу. Как сообщала сама компания, со 8 октября она начала торговлю депозитарными акциями на Московской бирже. «Когда компания выходит на фондовый рынок, ей важно показать хорошую динамику финансовых показателей, чтобы акции не рухнули, — говорит Кузьмичев. — Поэтому дополнительное напоминание о себе инвесторам, в том числе и в форме рассылки рекламных сообщений, — дополнительная возможность заработать».

Екатерина Чичурина

"