Posted 4 октября 2013,, 04:10

Published 4 октября 2013,, 04:10

Modified 12 ноября 2022,, 14:49

Updated 12 ноября 2022,, 14:49

Потемкинская улица

4 октября 2013, 04:10
3 октября в рамках восьмого фестиваля «Международный день архитектуры в Нижнем Новгороде» состоялся круглый стол. Его участники — архитекторы, социологи, предприниматели и журналисты — обсудили опыт проекта «Рождественская сторона», которой представлял Александр Сериков. Модератором дискуссии стала архитектурный критик Марина Игнатушко. Нижегородские эксперты упрекнули руководство «Рождественской стороны» в пошлости и вторичности реализуемых идей.

Поводом для дискуссии была названа статья главного редактора газеты «Нижегородский рабочий» Андрея Чугунова об улице Рождественской под названием «Жемчужина в навозе», говорящим само за себя. Однако эта метафора, пожалуй, оказалась самой щадящей из тех, что прозвучали на круглом столе применительно к тем начинаниям, которыми уже отметилась или только собирается отметиться «Рождественская сторона».
Подчеркнув, что, в принципе, ему нравится та «движуха», которую можно было наблюдать на Рождественской весной и летом, когда каждый выходной здесь организовывались различные культурные мероприятия, в том числе привлекающие изрядное количество горожан, Андрей Чугунов рассказал, чем он недоволен.

«Мне не нравится, что Нижний Новгород заполоняют дубликаты, подделки, некий «секонд-хенд», где-то уже использованный и прославленный. И только потому, что где-то прославился, он в каком-то виде появляется в Нижнем Новгороде», — заявил Чугунов, имея в виду, в частности, проект «Аллея звезд», задуманный руководством «Рождественской стороны» и, по его мнению, совершенно непонятный и ненужный.


Политолог, руководитель проекта «Провинция» Валентина Бузмакова назвала «пошлостью невероятной» все те «украшательства», которыми напичкали и еще хотят напичкать улицу Рождественскую. Главное, за обновленными фасадами остались мерзкие подворотни, где в чудовищных условиях продолжают жить люди. Они невероятно озлобились, глядя на те «потемкинские деревни», которые возводят городские власти.
Александр Сериков, кстати, согласился, что идиома «потемкинские деревни» применима (но лишь отчасти!) к «Рождественской стороне». «В какой-то мере это имеет место быть», — признал он, добавляя, что изначально на стадии создания проекта «Рождественская сторона» говорилось о том, что в городе должна быть улица, на которую не стыдно было бы приводить гостей.


Преподаватель ННГАСУ, специалист по экскурсионному туризму Наталья Алгинкина сформулировала главный вопрос, на который должны были попытаться ответить участники круглого стола: для кого она делается — улица Рождественская? Кто все те люди, которые будут ее «потреблять» из числа туристов или тех же жителей Нижнего Новгорода, которые приезжают на Рождественку как бы в гости.

Куратор художественных выставок «Арсенала» Алиса Савицкая высказала мнение, что улица Рождественская уже сложилась как условно элитарная: здесь есть ночной клуб и дорогие рестораны, в которых могут бывать люди только с определенным достатком.

В свою очередь, предприниматель Дмитрий Кузин, открывший здесь недорогой хостел, рассказал о том, как эту улицу воспринимают приезжие: россияне видят ее как единственную в Нижнем Новгороде улицу европейского типа, а иностранцы — как истинно русскую улицу. И, что важнее всего, всем она интересна сама по себе, без новодельных «прибамбасов» вроде неких «малых архитектурных форм», как музей под открытым небом. Наталья Алгинкина объяснила такое восприятие улицы Рождественской тем, что она одна в Нижнем Новгороде построена по петербуржскому образцу. Остальные созданы по московскому радиально-кольцевому типу.

Было высказано много замечаний, не обошлось и без яростных нападок Валентины Бузмаковой на «отцов города». Она не может простить им ликвидацию трамвайного маршрута № 1 — его надо было бы сохранить ради истории. Однако конкретное предложение высказала только председатель попечительского совета парка Кулибина Мария Попова. По ее мнению, объект культурного наследия «Ночлежка Бугрова», увековеченный в пьесе Максима Горького «На дне», следовало бы снова отдать под приют для тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Несмотря на то что данное событие, очевидно, потянуло бы на сенсацию пусть не мирового, но хотя бы федерального значения и, соответственно, привлекло бы к улице Рождественской много внимания, все сошлись на том, что это уже нереально: здание, как известно, совсем недавно ушло в частные руки.
Выступление известного нижегородского блогера Петра Кузнецова стало, пожалуй, самым ярким на круглом столе. Он начал с небольшого отступления, рассказав, что в Причерноморье есть лес, который постоянно грызут гусеницы. Они даже иголки на хвойниках сгрызают. Идешь по лесу — и слышишь отчетливо слышный жутковатый хруст.

«В городе у нас сейчас подобная ситуация в вопросах недвижимости. Эти гусеницы все грызут, не обладая никаким интеллектом, — отметил Петр Кузнецов. — При этом возникают проекты вроде «Борской поймы», на которых отлично осваивались деньги, когда проекты вывозились на лучшие европейские курорты. Чиновники тратили фантастические суммы на чартеры, на создание макетов, чтобы Европа могла посмотреть, как в этой болотине, которая рискует быть затопленной Чебоксарским водохранилищем, якобы возникнет прекрасный город с населением в 300 тысяч человек. Откуда возьмутся все эти люди, изначально было непонятно».

В то же время, по его словам, в стране сейчас наметилась очень интересная и многообещающая тенденция, которую в Нижнем пока никто не замечает. Речь идет о жилье и офисах на воде. «Поскольку строить на земле — значит принимать на себя колоссальную административную и финансовую нагрузку, что связано и с коррупцией, и с другими сложностями, строить на воде — и офисы, и жилье — стало экономически обоснованно, — пояснил он, добавив, что это очень хорошая рыночная ниша. — В области есть достаточное количество судоремонтных предприятий. Они все могут что-то подобное делать. И по всей Волге потенциально большое число потребителей этой продукции. То есть мы можем развернуть целую индустрию в области — производство «полужилья-полутранспорта», на который нет административной ренты и ее не ввести, поскольку владельцы этих объектов могут отогнать свою собственность в другое место, где будут найдены более подходящие условия. Идеальная вещь!»


По мнению Петра Кузнецова, Рождественскую можно сделать витриной этого явления. «Даже в Екатеринбурге пытаются упражняться на тему плавучих таунхаусов. У нас это делать сам бог велел», — резюмировал он, отмечая, что Рождественская очень тесно связана с Волгой, и если река не будет развиваться, то улица будет иметь мало перспектив.


Александр Сериков, не проявив желания вступать в дискуссию, взял слово по окончании всех выступлений. «Слово «пошлость», которое вы упомянули, очень часто в нашей жизни встречается, потому что человек, имеющий смутное представление об объекте, о котором он начинает судить, начинает критиковать все, что есть», — сказал он, обращаясь к Валентине Бузмаковой. Заявив, что час дискуссии его ни на что конструктивное, за редким исключением, не сориентировал, Александр Сериков пояснил свою позицию относительно концепции развития «Рождественской стороны», на отсутствие которой указывали участники круглого стола.

Серикову улица Рождественская и прилегающие к ней территории от Канавинского моста до Чкаловской лестницы представляются культурно-досуговым центром. Он рассказал, что на Рождественской появилось большое количество школьников, которые изучают историю Нижнего Новгорода и улицу как часть городской среды. «Школьников водят организованно. Мы хотим, чтобы людей, которые знали эту территорию, было больше», — сообщил он, назвав это направление работы «управленческим воспитательным».

Что касается вопроса Валентины Бузмаковой, кто это «мы», которые принимают решения по «Рождественской стороне», то он остался фактически без ответа: есть одно «я» в лице Александра Серикова и те специалисты, которых он приглашает к сотрудничеству. Их имена так и не были названы.

Ирина Славина

"