Posted 1 октября 2013,, 05:10

Published 1 октября 2013,, 05:10

Modified 12 ноября 2022,, 14:50

Updated 12 ноября 2022,, 14:50

УТИНАЯ ОХОТА

1 октября 2013, 05:10
Наступившая неделя приближает нас к маленькой и бесславной дате – трехлетию двуглавой системы управления Нижним Новгородом. В начале октября 2010 года в триумфальном плаще с кровавым подбоем в кабинет главы города вошел его новый хозяин – Олег Сорокин. С тех пор прошло три года. Сорокин все еще хозяин города, но ни о каком триумфе уже речи нет. Евгений Семенов, политолог

Наступившая неделя приближает нас к маленькой и бесславной дате – трехлетию двуглавой системы управления Нижним Новгородом. В начале октября 2010 года в триумфальном плаще с кровавым подбоем в кабинет главы города вошел его новый хозяин – Олег Сорокин. С тех пор прошло три года. Сорокин все еще хозяин города, но ни о каком триумфе уже речи нет.

Мы не знаем, на что потратил эти три года Олег Сорокин. Есть подозрение, что он провел их с большой пользой для себя, однако все хорошее, что происходило в городе, молва приписывала Валерию Шанцеву. Сорокин же оставался в его тени. Ожидание перемен, которые должен был принести с собой «эффективный менеджер», у горожан постепенно сменялось недоумением, которое вскоре переросло в ропот вопросов, звучащих все настойчивее и требовательнее. Это нимало не смущало Сорокина. Разменяв невысокий личный рейтинг на поддержку губернатора, он был уверен, что при действующей системе (выборы главы города из состава депутатов) ему ничто не грозит, он легко перемахнет следующие выборы, оставшись на второй срок. Однако в этом и состояла его главная ошибка. Его подвела уверенность в надежности дворцово-вотчинной вертикали. Полагая, что является необходимым элементом в системе власти, он не заботился о собственной легитимности. И ошибся. Растратив за три года и без того небольшой кредит доверия нижегородцев, он столкнулся с неожиданным для себя вызовом – растущим требованием общественности вернуть всенародные выборы мэра.

Важным обстоятельством здесь является еще и то, что покачнулась сама «вертикаль», в незыблемость которой уверовал Сорокин. В поисках ускользающей опоры, властная система страны пошла на компромисс с рассерженным обществом, возвращая ему частицу политических прав и свобод. В этом списке оказались и выборы губернаторов, от которых рукой подать до выборов мэров.

К этому Сорокин оказался не готов. К концу третьего года правления в его распоряжении не оказалось очень важного ресурса – ресурса доверия горожан. Если бы выборы состоялись сегодня, он скорее всего их бы проиграл. Приговор общественного мнения вчерашнему триумфатору сегодня звучит однозначно и жестко: «Не легитимен. Не избираем».

На языке политической орнитологии Олег Сорокин – хромая утка. Теперь он может столкнуться с тем, что под давлением внешних обстоятельств начнет утрачивать поддержку тех, на кого всегда полагался. Его могут «сдать», просто из чувства самосохранения. Он это хорошо понимает. Поэтому сегодня главной целью Сорокина является восстановление доверия горожан, а главной задачей – блокирование возвращения всенародных выборов мэра. Но у Сорокина дефицит времени, и главной угрозой для него являются досрочные выборы. Все это прекрасно понимают и те, кто считает, что Сорокина из города надо убирать. Понимая это, они должны начинать действовать без промедления.

Если это так, то ряд фактов, возникших в последние дни в пространстве нижегородской политики, как пазлы, складываются в определенную картину. Вот они: Из «Матросской тишины» выпускают врага Олега Сорокина - Мансура Садекова, и с Сорокиным беседуют представители правоохранительных органов. В Нижнем и других городах области распространяется «антикоррупционная» газета «Украденная область», в которой Сорокину уделено немало внимания. Фракция КПРФ вносит в городскую думу предложение об изменении Устава города и возврате прямых выборов мэра. Наконец, депутат Госдумы и борец с коррупцией Дмитрий Гудков проводит в Нижнем политическую сессию, объявляя о старте кампании за возврат прямых выборов мэра. Если здесь нет случайных совпадений, то это означает только одно – утиная охота началась.

Евгений Семенов, политолог

"