Posted 25 сентября 2013,, 03:09

Published 25 сентября 2013,, 03:09

Modified 12 ноября 2022,, 14:52

Updated 12 ноября 2022,, 14:52

Фас на «Безопасный город»

25 сентября 2013, 03:09
Комиссия Нижегородского УФАС признала, что правительство области нарушило закон о защите конкуренции, проводя конкурс на реализацию проекта «Безопасный город». Но никаких предписаний выдано не было, поэтому отрицательное заключение антимонопольной службы по данному вопросу никаких практических последствий для сотрудничества «Ростелекома» и областного правительства само по себе не несет — максимум оно может быть использовано как аргумент в суде при подаче иска об отмене результатов торгов.

Аппаратно-программный комплекс (АПК) «Безопасный город», по задумке властей, должен сделать улицы Нижнего Новгорода безопаснее. Планируется, что в рамках проекта будут установлены 602 видеокамеры, 234 пункта экстренной связи «гражданин — полиция» и 72 камеры фотовидеофиксации нарушений ПДД. Подрядчиком выступает «Ростелеком», соответствующее соглашение между компанией и областным правительством было заключено в декабре 2012 года после проведения конкурса.

Однако в конце 2012 года работа над проектом была временно приостановлена. Причина — жалоба, поданная в УФАС Сергеем Рыбиным, который по неназванным причинам выступил как частное лицо. Однако, по словам заместителя руководителя Нижегородского УФАС, у предпринимателя имелись бизнес-интересы: он намеревался участвовать в конкурсе, однако ряд пунктов «напугал его».

Как пояснил «Ньюс-НН» Сергей Рыбин, конкурс изначально был «заточен» под одну организацию — «Ростелеком». Например, оценивалось наличие телефонных сетей во всей Нижегородской области, хотя проект будет реализован только на территории города. Также есть условие — количество сотрудников не менее 100 человек. Причем количество необходимых рабочих единиц подсчитывалось крайне странным способом: например, указано, что для выполнения определенного вида работ нужно четыре человека в 2012 году, четыре человека в 2013 году, четыре человека в 2014-м — итого 12 человек.

Но наибольшие вопросы возникли к цене контракта. Согласно проведенной оценке, затраты на расходные материалы и проведение работ подрядчиками составляют 231 млн руб., если учитывать прибыль предпринимателя — 350 млн. По мнению Сергея Рыбина, это еще один искусственно созданный барьер для участия в конкурсе других компаний: мало кто, кроме «Ростелекома», располагает такими средствами.

Правительство Нижегородской области выдвинуло ряд возражений, согласно которым экспертиза стоимости проекта была проведена некорректно. Фактически их можно свести к нескольким пунктам. Первое — не учтена зарплата отдельным видам работников. Как отметил сертифицированный оценщик Олег Новиков, проводивший экспертизу, он этот пункт действительно не учел, но «это 300 тыс. руб. максимум». Такая же ситуация и со вторым пунктом возражений — несоответствие некоторых технических позиций. В частности, указывалось, что коммутатор не того типа, сервер с одним процессором и так далее. Однако, по мнению Сергея Рыбина, это все отговорки — возможно, стоимость оборудования и выше, чем предполагаемая, но никак не 500 млн руб.

Однако в ходе обсуждения эксперт не ответил на ключевой вопрос — насколько цена контракта отличается от рыночной стоимости проекта. Поэтому комиссия УФАС посчитала довод недоказанным, и официальных претензий к стоимости соглашения областного правительства и «Ростелекома» антимонопольное ведомство не имеет.

Тем не менее комиссия признала, что правительство нарушило закон о защите конкуренции, введя пункт, согласно которому баллы участников начислялись в прямой зависимости от наличия у них сетей по всему региону — совершенно неоправданное условие, учитывая, что проект реализуется только на территории города и ближайших пригородов.

При этом решение УФАС не имеет практически никаких последствий для правительства области — никаких предписаний вынесено не было, таким образом, на сотрудничестве «Ростелекома» и регионального правительства это никак не отразится. Единственная польза от этого документа заявителю — он может его использовать как аргумент в суде, если будет обжаловать результаты конкурса в судебном порядке. В разговоре с «Ньюс-НН» Сергей Рыбин выразил намерение идти дальше и доказывать свою правоту.

По мнению управляющего директора юридической фирмы Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov Олега Тимофеева, решение антимонопольной службы — это, самостоятельный аргумент, но «не обязательное предписание для суда». В суде могут рассматриваться совершенно другие обстоятельства, и то, что установленно УФАС, может быть учтено только как дополнительное доказательство.

Комментарий правительства области получить не удалось. Однако эксперты считают, что, учитывая отсутствие предписаний и чисто умозрительный характер решения УФАС, вряд ли область будет обжаловать решение комиссии в суде — практически все судебные дела «об отмене» в судебной практике касаются предписаний.

Александра Елина

"