Posted 21 сентября 2013,, 08:09

Published 21 сентября 2013,, 08:09

Modified 12 ноября 2022,, 14:53

Updated 12 ноября 2022,, 14:53

Историко-культурная распродажа

21 сентября 2013, 08:09
В 2014 году в региональный план программы приватизации госимущества включены 11 объектов культурного наследия. Реализуются в основном «балластовое» имущество – незначительные доли в праве собственности, помещения в подвалах, небольшой флигель усадьбы Вязова в Арзамасе, пара больших зданий в районах области. Но эксперты отмечают несколько объектов в центре Нижнего Новгорода, которые смогли бы заинтересовать рестораторов или отельеров.

Как заявил на заседании профильного комитета ЗС НО замминистра государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области Олег Алешин, памятники истории — достаточно хлопотное имущество: они налагают обязательства по их содержанию, именно поэтому область решила продать их поскорее.

Согласно проекту закона о плане приватизации, четыре объекта из 11– доли в праве собственности (7/69, 1/15, 17/72, 2/35). Учитывая незначительность государственной доли, скорее всего, продадут другим совладельцам – по закону предложение в первую очередь делается им.

Шесть объектов культурного наследия находятся в Нижнем Новгороде. Ни один из них не принадлежит области целиком – правительство владеет только отдельными помещениями в цоколе или подвале, и лишь один объект из шести находится на первом этаже. «Целиком» продаются здания, расположенные в Арзамасе, Ветлуге и поселке Новый мир (Вадский район), да и то в первом случае речь идет о флигеле дома Вязова (площадь – чуть менее 40 кв. м).

По словам директора Нижегородского центра научной экспертизы Татьяны Романчевой, в принципе исторические здания могли бы быть интересны бизнесу. Если объект не раскручен (а среди лотов таких большинство), то главное его достоинство – расположение в центре города, и это определяет его высокую стоимость при продаже. Можно приобрести эти помещения и сдавать в аренду, или разместить на этих площадях свой бизнес. Например, открыть магазинчик, если речь идет о первом или цокольном этаже, или кафе-ресторан – здесь можно говорить и о подвале, потому что особенности архитектуры – в частности, сводчатые потолки – могут придать интерьеру изюминку.

Однако есть и минусы, констатирует Татьяна Романчева. Как правило, объекты культурного наследия имеют статус исторических памятников, и потому продаются с довольно большим обременением. Даже если инвестор будет являться собственником, у него будет охранная грамота на здание и землю. Это означает, что существенные изменения в сооружение и прилегающую территорию нельзя вносить без согласования с министерством культуры, а оно, как правило, не идет на уступки. При этом, оставаясь собственником здания, инвестор (или жилец) должен следить за надлежащим состоянием объекта — реставрировать фасад и т.д. К тому же, как правило, все памятники – старые здания, многие из них нуждаются в ремонте. Часто это – низкий класс пожароустойчивости. А если здание кирпичные – то практически все стены несущие, и планировку поменять не удастся, или это будет стоить очень больших денег. При этом даже внутреннюю реконструкцию надо согласовывать. При этом наличие подобного обременения, как правило, на цену объекта не влияет – стоимость недвижимости определяют прежде всего место и площадь.

Действительно, соглашается отельер Юрий Кузьмичев, совершая подобную покупку, инвестору очень осторожно нужно рассчитывать свои силы. С одной стороны, это выгодное средство для инвестиций (историческое значение и хорошее местоположение), с другой – со зданием почти ничего нельзя делать. «Нужно каждый объект смотреть в контексте того проекта, под который он приобретается. Если это гостиница – то нужно много маленьких помещений, под ресторан, наоборот, — хорош большой зал», — говорит эксперт.

При этом Кузьмичев добавляет, что даже если планировка помещения устроила, нужно узнать, каково обременение. «У меня гостиница тоже находится в историческом здании – дом купца Бугрова – так мы за каждое окошко бились. Нас заставили делать окна такие же, какие там до революции были – с решеточками определенного цвета», — отмечает эксперт. И добавляет, что все проекты, связанные с историческими зданиями, – очень рискованные, и далеко не все хорошо понимают, какие расходы им предстоят.

Что же касается небольших помещений (из шести лотов в центре Нижнего Новгорода – три имеют площадь 50 и менее кв. м), то там можно разместить разве что офис. Да и то, по мнению Юрия Кузьмичева, офис в центре города – это спорное решение: нет парковок, да к тому же большое обременение. Такие покупки, как правило, имиджевые, например, банк хочет, чтобы у него головной офис в центре города в историческом здании располагался. Но в таких случаях обычно речь идет о больших помещениях.

Условию «большие площади» соответствуют только три лота, которые выставлены на продажу в областном центре. Причем один (цоколь, 164 кв. м) располагается по адресу: пл. Минина и Пожарского 2/2, в здании, где есть парочка кафе, галерея, магазинчик. То есть единственный объект, который может быть использован под масштабный проект (общепит или большой офис) – это флигель усадьбы Веселовской на ул. Б. Печерская 3, где реализуются два помещения (подвал и первый этаж) площадью 200 кв. м.

Что же касается зданий в Ветлуге и поселке Новый мир, то какой бизнес и по какому назначению сможет их использовать, остается только гадать. Возможно, в ветлужском лоте (дом, в котором 18 марта 1918 года была провозглашена Советская власть в уезде) все-таки останется кинотеатр.

Александра Елина

"