к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
15:09 Пятница, 20 Сентября 2013

Инвестфонд не панацея

Правительство Нижегородской области намерено создать региональный инвестиционный фонд. Таким способом, считают эксперты, власти пытаются привлечь частные деньги на реализацию инфраструктурных проектов, за которые бизнес сейчас берется крайне неохотно.

Комитеты Законодательного собрания Нижегородской области рассматривают законопроект «Об инвестиционном фонде». Он предполагает создание регионального инвестфонда. Как пояснил заместитель начальника управления бюджетной политики, организационно-правовой работы и контроля регионального министерства экономики Нижегородской области Дмитрий Ершов, этот механизм позволит привлечь деньги из федерального бюджета для строительства объектов транспортной, инженерной, энергетической инфраструктуры.

Фактически эта схема подразумевает государственно-частное партнерство. Предполагается, что инвестор берет на себя 50% финансирования проекта, остальные средства выделяет инвестфонд. Причем, подчеркивает Дмитрий Ершов, практика показывает, что на каждый рубль, выделенный из бюджета региона, приходится шесть федеральных рублей. Заниматься отбором проектов на уровне регионов будет специальная комиссия при правительстве области, а управлять средствами фонда станет коллегиальный орган.

Наряду с Нижегородской областью такие фонды будут сформированы в ЯНАО, Мордовии, Липецкой и Орловской областях. В Калмыкии и Тульской области такие фонды уже есть. Региональные инвестиционные фонды начали свое существование совсем недавно, и оценить их эффективность пока трудно, говорит аналитик «Альпари» Анна Кокорева.

Заведующий кафедрой математической экономики НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Олег Польдин отмечает, что сама идея создания инвестфонда, безусловно, хороша. «Бизнесу нужны гарантии, а власти — частные инвестиции в инфраструктурные проекты, чтобы не финансировать их строительство из бюджета в 100-процентном объеме. Но будет ли этот механизм работать — зависит от экономической ситуации в стране. На данный момент обстановка непростая (фактически застой), и бизнес может испытывать некоторые сложности, а потому опасаться начинать большие проекты. В то же время у нас достаточно большая нагрузка на бюджеты всех уровней, поэтому количество денег, выделяемых инвестфондам, может быть ограничено. Здесь вопрос скорее политической воли — на что правительство готово тратить деньги, поступающие в бюджет», — считает эксперт.

Также Олег Польдин отмечает, что в случае, если механизм инвестфондов будет работать, это может стать неплохим способом поддержания уровня частных инвестиций в случае проседания экономики.

В целом привлекательность того или иного проекта для инвесторов определяется финансовыми показателями, считает партнер адвокатского бюро DS Law Михаил Александров. С этой точки зрения наличие или отсутствие соответствующих институтов и инфраструктуры вроде фондов играет вторичную роль — если проект не интересен, в него никто не пойдет, даже если есть масса «фондов» и «корпораций развития».

Правоту слов экспертов подтверждает совсем свежий пример: мост через Волгу в Подновье. Как отметил на последнем заседании комитета по вопросам государственной власти области и местного самоуправления ЗС НО и. о. замгубернатора Антон Аверин, ГЧП организовать не удалось. Инвесторов искали, но оказалось, что проект убыточен: в регионе нет такого потока транспорта, чтобы обеспечить окупаемость при приемлемой цене проезда.

Будут ли в дальнейшем успешные проекты в формате ГЧП в Нижегородской области, зависит не только от размера софинансирования, считает начальник отдела по работе с клиентами «БКС Премьер» Михаил Мартынов. «Нужно получить ответы на много вопросов, — говорит он. — Во-первых, будет ли доходен продукт совместного предприятия? Например, если речь идет о сфере ЖКХ, то все мы понимаем, что в настоящий момент это сложно монетизируемая отрасль: государство пытается регулировать тарифы, часто население оплачивает лишь часть стоимости услуг, иногда не вовремя. Во-вторых, какие существуют налоговые льготы для тех компаний, которые готовы взвалить на себя ответственность по модернизации изношенных активов, целиком и полностью находящихся в государственном ведении? В-третьих, где конкретные лица и ведомства, которые несут ответственность за реализацию проектов в рамках ГЧП? В-четвертых, кто возьмет на себя риски, связанные с реализацией совместного проекта?»

Поэтому, резюмирует Михаил Мартынов, пока бизнесу безопаснее и выгоднее выступать субподрядчиками государственных проектов. Перелом наступит в тот момент, когда государство захочет не просто переложить на плечи бизнесменов нерешаемые проблемы убыточных предприятий, а выступит полноценным партнером, готовым разделить расходы, доходы, ответственность и риски.

Александра Елина