к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 2 4
43 5 46 6 33 7 38 8 37 9 12 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
10:09 Вторник, 17 Сентября 2013

Зелень вне закона

По мнению экспертов, в Нижнем Новгороде парки и другие зеленые зоны содержатся в ненадлежащем состоянии, за ними практически нет ухода. В первую очередь это результат пробелов в законодательстве, считают участники круглого стола «Проблемы применения и перспективы развития законодательства Нижегородской области об охране озелененных территорий», состоявшегося 16 сентября.

Как считает заведующая кафедрой ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства ННГАСУ Ольга Воронина, состояние парков и скверов в Нижнем Новгороде неудовлетворительное. Причина — отсутствие системы управления озелененными территориями. По словам эксперта, парадокс заключается в том, что есть и деньги, и кадры. Так, в бюджет поступает достаточное количество средств в качестве компенсационных платежей за снос зеленых насаждений. «Каждое дерево стоит минимум 30 тыс. руб. То есть деньги гигантские», — отмечает Воронина. Однако использовать эти средства по целевому назначению (то есть направлять на восстановление поврежденных массивов и уход за существующими парками) не представляется возможным — на законодательном уровне не создан соответствующий механизм.

Примерно такая же ситуация и с кадрами: кафедра ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства ННГАСУ уже двенадцать лет выпускает около десяти молодых специалистов в год, однако они не могут найти в Нижнем Новгороде работу, соответствующую их квалификации, поэтому им приходится уезжать в другие города.

Для решения этой проблемы, считает Ольга Воронина, нужно аккумулировать поступающие компенсационные платежи на восстановление зеленых территорий. Или, если застройщика заставляют возмещать ущерб «в натуральной форме», следить за исполнением закона. «Проблема в том, что уход за деревом стоит гораздо дороже, чем само дерево. На него инвестор потратит 3–3,5 тыс. руб., а уход стоит 10–12 тыс. руб. Поэтому многие компании экономят на этой статье расходов, в результате деревья не приживаются. В связи с этим нужна хорошая система контроля за уходом — нужен отдельный закон или подзаконные акты, определяющие соответствующие нормы, и сильный общественный контроль», — говорит эксперт. Но главное, отмечает Ольга Воронина, необходимо создать на муниципальном уровне управление, которое занималось бы вопросами озелененных территорий.

Первый заместитель директора МП «Центр обеспечения градостроительной деятельности Нижнего Новгорода» Мария Карандеева отмечает, что Нижнему Новгороду и другим муниципалитетам было бы неплохо использовать опыт Москвы. Там уже давно создана нормативная база: прописаны требования к посадочным материалам, процедуре посадки, есть система контроля за тем, как застройщик проводит компенсационное озеленение, приемка объектов на баланс бюджетов и многое другое. В Нижегородской области такой проработанной нормативной базы нет нигде, резюмирует эксперт.

Начальник отдела учета негативного воздействия и экологического мониторинга министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Анжелина Бакка отмечает, что у проблемы «зеленых зон» в Нижнем Новгороде есть еще один аспект. Дело в том, что сама городская власть ненадлежащим образом исполняет свои обязанности в рамках действующего законодательства. В частности, существует реестр зеленых территорий, которые фактически неприкосновенны (то есть там нельзя ничего построить) и на поддержание которых выделяются средства из бюджета. В Нижнем Новгороде список территорий, которые подлежат внесению в реестр, формирует по своему усмотрению администрация города и утверждает гордума.

«В последнем перечне, который был нам представлен, совсем не были учтены данные о зонировании. Среди зеленых участков, которые нам предлагалось внести в реестр, были и придомовые территории, и зоны, предназначенные под будущую застройку. Мы отправили список обратно, на доработку, чтобы его привели в соответствие с генпланом. Уже два месяца администрация работает над этим вопросом», — говорит Анжелина Бакка. При этом она отмечает, что в этом смысле наш город уступает Дзержинску — данные, предоставленные администрацией, «практически соответствуют всем требованиям».

Как пояснил «Ньюс-НН» руководитель экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов, плохое исполнение законов городскими властями соседствует с их прямыми нарушениями. «Есть определенные нормы, согласно которым зеленых насаждений должно быть не менее 16 кв. м на человека (у нас — 4,2). Также существует требование, чтобы рекреационные зоны (то есть парки) находились в шаговой доступности — 10–15 минут ходьбы. Если мы ориентируемся на пожилого человека, то это примерно километр. Однако при закладке новых микрорайонов эти требования не выполняются», — говорит эксперт. В связи с этим он считает, что нужно усилить общественный контроль за исполнением органами власти действующего законодательства.

Александра Елина