к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 2 4
43 5 46 6 33 7 38 8 37 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
11:09 Среда, 11 Сентября 2013

ЧМ-2018: скрытая угроза

Региональным властям стоит лучше проработать вопрос распределения федерального финансирования на подготовку чемпионата мира по футболу 2018 года. Ряд идей, предлагаемых по этому поводу правительством, спорны с точки зрения перспектив развития города, а некоторые необходимые моменты, наоборот, оставлены без внимания. Так считают участники круглого стола «Развитие крупных городов через развитие их территорий», состоявшегося 10 сентября в рамках международного бизнес-саммита.

В данный момент власти города и региона возлагают большие надежды на чемпионат мира по футболу, а точнее — на федеральные деньги, которые выделят на подготовку к этому масштабному событию. Как сообщил заместитель главы администрации Нижнего Новгорода Сергей Миронов, в развитие городской инфраструктуры планируется вложить 45 млрд руб. Конечно, приведут в порядок весь город, однако некоторые объекты получат больше бюджетных вливаний, чем другие, — например, будущий стадион на Стрелке и прилегающие к нему территории. Непосредственно под спортивное сооружение предназначено 15 га, тогда как общая площадь участка — 40 га. На остальном пространстве будут размещены временные сооружения для ЧМ-2018, затем эту площадь планируется отдать под жилую застройку и административно-офисные здания. По словам Миронова, на Мещере будет новый, современный микрорайон.

Еще один пример развития территорий на «футбольные» деньги, который привел Сергей Миронов, — это аэропорт. В частности, планируется расширить площадь аэровокзала, установить новые терминалы и так далее. При этом гендиректор Международного аэропорта «Нижний Новгород» Александр Синельников отмечает, что все это делается даже не к ЧМ-2018, а просто в рамках развития бизнеса. «Мы находимся на растущем рынке, востребованном нижегородцами. У нас постоянно растет пассажиропоток. Так, на конец 2010 года мы организовали перевозку 376 тыс. пассажиров, в 2012 году — уже 750 тыс., в этом году, скорее всего, нам удастся перейти рубеж в миллион», — пояснил он.

При этом Александр Синельников признает, что некоторые инициативы регионального правительства, которые предполагается реализовать к 2018 году, вряд ли будут способствовать развитию аэропорта. Например, скоростная железная дорога, которая пройдет по территории МАНН и по которой можно будет добраться до столицы за полтора часа, причем «прямо в центр», является очень спорным фактором для развития аэропорта. «Понятно, что конкурировать с этим видом транспорта мы не сможем, так что направление авиаперевозок Нижний Новгород — Москва просто умрет, — говорит он. — Да и вообще мы пока не можем сказать, как это отразится на нашем бизнесе. Вполне возможно, нам в итоге придется конкурировать со столичными аэропортами. Как мы будем это делать — пока до конца не представляем».

Председатель НРО «Опоры России» Дмитрий Бирман также отмечает, что в перспективе ВСМ может оказать медвежью услугу городу. Если за полтора часа можно будет добраться из Нижнего в Москву, причем «из центра в центр», то существует опасность, что «в регион придет еще больше москвичей» и местным бизнесменам станет еще сложнее работать. А талантливые молодые нижегородцы, наоборот, будут уезжать в столицу, так как уровень жизни там все-таки выше и возможностей реализовать себя больше.

О том, что власти порой предлагают довольно спорные решения с точки зрения развития территорий, говорит и уполномоченный по правам предпринимателей, председатель НРО «Деловой России» Павел Солодкий. «Правительству региона нужно задать себе вопрос: тренды, которые они обозначили, совпадают с трендами бизнеса? — считает он. — Например, озвучено, что к чемпионату мира надо построить 20 гостиниц, более 10 проектов уже прошли инвестсовет. Сомневаюсь, что все они будут реализованы. Ведь у нас сейчас загрузка гостиниц примерно 40%, если построят хотя бы половину из того, что заявлено, — будет 15%. Естественно, зарабатывать в таких условиях невозможно. Я разговаривал с представителями многих гостиничных сетей, которые в свое время рассматривали возможность зайти в наш город, — они все относятся к своим перспективам в Нижнем крайне скептически».

Как пояснил Павел Солодкий, в мире под такие масштабные события чаще строят не гостиницы, а кварталы общежитий, которые потом передаются вузам для размещения студентов или вовсе переделываются под жилье. Возможно, властям стоит рассмотреть этот вариант.

Также председатель НРО «Деловой России» отмечает, что не стоит забывать о социальной инфраструктуре — обустройстве детских площадок, нормальных парках, — потому что без этого в городе будет неуютно жить, и тогда точно люди будут уезжать из Нижнего Новгорода. «Также правительствам всех уровней стоит подумать об историческом облике города, — добавляет Павел Солодкий. — Раз уж мы намерены развивать туризм, то нужно подумать об облике Нижнего. Если нет денег самим отреставрировать старые дома, то давайте передадим их бизнесу в аренду или в собственность — за копейки, зато с обременением: отреставрировать и поддерживать в порядке».

С этой идеей согласились многие участники круглого стола. Также они добавили, что руководству вообще было бы неплохо задуматься о культурной составляющей жизни города и не ограничиваться «Рождественской стороной». Потому что для развития туризма у нас на уровне культуры и сохранения исторического наследия делается мало.

Александра Елина