к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 2 4
43 5 46 6 33 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
14:09 Пятница, 6 Сентября 2013

Суд да льготы

В Нижегородской области пригородная пассажирская компания через суд взыскивает с региона недополученные доходы от перевозки льготников железнодорожным транспортом. Областные власти говорят о недостаточности выделенных средств из федерального бюджета. Судебная практика по таким делам разная: дела по субсидиям — одни из самых запутанных.

ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» (ВВППК, обеспечивает пригородные железнодорожные перевозки на территории Нижегородской, Владимирской, Кировской областей и Удмуртии) взыскивает с министерства финансов Нижегородской области 5,68 млн руб. Как говорится в документах арбитражного суда региона, ответчиком выступает субъект РФ — Нижегородская область в лице минфина. Иск подан 4 сентября.

Как пояснил гендиректор ВВППК Анатолий Кузнецов, компания с 1 сентября по 31 декабря 2010 года перевозила учащихся железнодорожным транспортом по территории Нижегородской области. Согласно региональному законодательству учащимся предоставлена соцподдержка в виде 50% стоимости проезда. Именно с этой скидкой от полной стоимости билета и осуществляла перевозки ВВППК. Недополученные доходы компании составили за этот период (4 месяца) 11,96 млн руб. При этом из бюджета Нижегородской области они были компенсированы лишь в сумме 6,28 млн руб.

ВВППК обращалась в департамент транспорта Нижегородской области с просьбой возместить эти некомпенсированные недополученные доходы в сумме 5,68 млн руб. Однако дебиторская задолженность не погашена до настоящего времени. Поэтому ВВППК вынуждена была обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением, говорит Кузнецов.

В департаменте транспорта Нижегородской области поясняют, что задолженность перед ВВППК образовалась в 2010 году в результате недофинансирования потерь, связанных с льготной перевозкой обучающихся, по причине недостаточности выделенных денежных средств из федерального бюджета. Однако на сегодняшний день неоднократные обращения в Федеральное агентство железнодорожного транспорта о перечислении недофинансированных средств положительных результатов не дали, говорят в департаменте.

Это не первый иск ВВППК к регионам. Компания обращалась в суд с взысканием с Владимирской области 69,258 млн руб. в счет возмещения убытков за пассажирские перевозки в 2011 году. Арбитражный суд Владимирской области отказал истцу, аргументировав свою позицию тем, что областные власти не принимали соответствующих актов об установлении тарифа для ВВППК, а их действия не были оспорены компанией. «Поскольку в 2011 году в отношении ВВППК субъектом не проводилось государственное регулирование тарифов на пассажирские пригородные перевозки, то отсутствуют правовые основания для возложения на Владимирскую область убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов», — говорится в решении суда. Сейчас это решение оспаривается в апелляционной инстанции.

ВВППК не единственная пригородная компания, которая пытается взыскать недополученную компенсацию за перевозки. Так, Самарская пригородная пассажирская компания (СППК) в 2013 году не смогла взыскать с Пензенской области около 60 млн руб. А вот аналогичные судебные споры с Мордовией и Оренбургской областью для СППК были более удачными: суды присудили взыскать с регионов 24,54 млн руб. и 9,2 млн руб. соответственно.

Партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов отмечает, что судебные дела по субсидиям — одни из самых запутанных, потому что Бюджетный кодекс РФ дает слишком пространные понятия о том, что такое субсидия, как она должна выдаваться и на каких условиях. Основные нормы выдачи материальной поддержки зафиксированы в актах органов власти, которые и распоряжаются деньгами. Закон минимально защищает получателя господдержки, поэтому власти прописывают в нормативном акте те условия, какие им необходимы и удобны.

«Исходя из таких предпосылок, прогнозировать победу компании в суде можно только с очень большой натяжкой и оговоркой — если Нижегородская область при выдаче субсидий сформировала условия с учетом интересов их получателя. И при условии надлежащей работы по сбору доказательств компанией», — резюмирует Липатов.

Екатерина Чичурина