к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 11 3 2 4
43 5 46 6 33 7 38 8 37 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
08:08 Четверг, 22 Августа 2013

Опасные инновации

Один из самых распространенных лозунгов региональных властей за последние несколько лет — «экономика области должна быть инновационной». Правительство вкладывает существенные средства в развитие инновационных производств. Однако вся поддержка так и остается на уровне малого бизнеса — дальше, на большие предприятия, новые разработки фактически не попадают.

О том, что с инновациями на больших производствах у нас не важно, свидетельствуют конкретные цифры. По линии министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области в 2012 году на различные меры господдержки инноваций (частичная компенсация платежей по лизингу, гранты и др.) было выделено более 300 млн руб. Между тем по линии министерства промышленности и инноваций крупным и средним предприятиям по проектам, признанным инвестиционными и приоритетными, была предоставлена поддержка на сумму 48,3 млн (41 млн — льготы по налогам, 7,3 млн — компенсация процентной ставки). Да и количество проектов не впечатляет — в прошлом году их было 11. Вслед за иными нашими депутатами хочется спросить: а почему так мало?

В принципе, такая ситуация сложилась по нескольким причинам. Одну из них озвучил министр поддержки и развития малого предпринимательства Нижегородской области Денис Лабуза на заседании НАПП 21 августа. В своем выступлении он отметил, что в регионе низкая активность взаимодействия крупного бизнеса с малыми инновационными предприятиями и вузами (не в части подготовки кадров, а внедрения разработок). Причину этого министр видит в том, что «они друг о друге не знают», а также в том, что «не налажено взаимодействие». «Малые предприятия не знают, каковы потребности производств, а промышленность — какие на данный момент есть новые разработки и чем они могут быть полезны. Кроме того, общение происходит крайне медленно — порой разработчик ждет ответа от производственной компании полгода. Это действует и в обратную сторону — если промышленному предприятию нужно решить какую-то инновационную задачу, оно долго не может найти исполнителя».

Для того, чтобы убрать этот барьер, правительство на базе бизнес-инкубатора создало центр субконтактинга и аутсорсинга. Это фактически единая база инновационных разработок, а также виртуальная площадка для размещения своих предложений для малых предприятий.

Однако специалисты считают, что указанная мера необходима, но недостаточна. Одна из причин: внедрение инноваций на производстве — очень сложный процесс, часто связанный с большими затратами. Ряд предприятий не могут сделать это самостоятельно. В этой ситуации также может оказать поддержку правительство, признав проект приоритетным и предоставив инвестору льготы. Однако, как пояснил на заседании профильного комитета ЗС НО и.о. министра промышленности Игорь Сазонов, почти два года назад депутаты привели региональный закон в соответствии с федеральным, и количество подобных проектов резко сократилось. Например, из-за требования «заработная плата не ниже, чем средняя по отрасли» не смог попасть в программу Арзамасский приборостроительный завод. Такая же участь ждала и несколько других предприятий, расположенных в районах области. Итог: в 2011 году в проекты, признанным инновационными приоритетными, было инвестировано 4,993 млрд руб., в 2012-м — 1,156 млрд.

По мнению депутата ЗС НО Николая Пугина, столь малое количество проектов недопустимо, поэтому нужно пересматривать подход к вопросу стимулирования инноваций на производстве. «Настало время серьезно анализировать наше законодательство. Мы долгое время считали, что оно у нас если и не лучшее, то одной из лучших в стране, и потому мало обсуждали эти вопросы. Однако сейчас очень сложная экономическая ситуация, притока денег в экономику России не предвидится — наоборот, идет отток капитала, и поэтому нам нужно много инновационных производств. Поэтому я считаю, что настало время новых предложений», — говорит Николай Пугин. На комитете с ним частично согласились — новые предложения действительно нужны, но менять надо не инновационное законодательство, а инвестиционное в целом.

Однако внедрение новых, эффективных технологий на заводах ставит перед обществом еще одну проблему, о которой мало говорят. Дело в том, что модернизация неизбежно ведет к повышению производительности труда и сокращению рабочих мест. То есть все больше рабочих будет оставаться не у дел, и часто это будут не самые молодые люди. В перспективе это может создать довольно напряженную социальную обстановку.

«Никакого конфликта быть по идее не должно, — поясняет «Ньюс-НН.ру» Денис Лабуза. — Первая задача предприятий — это деньги зарабатывать, а не решать проблемы с занятостью населения. Поэтому производства будут модернизироваться, издержки — сокращаться. Одновременно с этим должен активно развиваться обычный, не инновационный малый бизнес — именно он и обеспечит места бывшим сотрудникам заводов».

А как раз с активным развитием «простого» малого бизнеса сейчас трудности. Так, по данным «Опоры России», на первое декабря 2012 года в регионе было зарегистрировано 90,6 тыс. индивидуальных предпринимателей, а к первому июня 2013 года их количество снизилось до 78,1 тыс. То есть за полгода исчезло 13,3 тыс. предпринимателей, что в процентном соотношении составляет 14,72%. Как власть будет решать все эти проблемы, причем одновременно — пока не ясно.

Александра Елина