Posted 6 августа 2013,, 04:08
Published 6 августа 2013,, 04:08
Modified 12 ноября 2022,, 15:06
Updated 12 ноября 2022,, 15:06
История с оскорблением российского флага группой Bloodhound Gang вылилась в громкий политический скандал благодаря не столько YouTube, сколько реакции на него представителей российской политической элиты. Случившееся на клубной одесской вечеринке превратилось в событие российского масштаба и натолкнуло на ряд размышлений.
Проблема здесь не только в оценке случившегося. Для любого нормального человека действия «Гангов» оскорбительны вне зависимости от того, флаг какой страны попал им под руку. Проблема в том, как мы на это реагируем (курсив мой – Е.С.).
Флаг — объект символический. Как и любой символ, он обладает особыми психологическими свойствами, содержит в себе мощь духовной энергии, которая в свою очередь порождает гигантский мобилизационный ресурс. Победить, не уничтожив символы, объединяющие ту или иную группу (нацию, государство), невозможно.
Но материальное уничтожение не значит ровным счетом ничего. Необходимо символическое уничтожение: лишение символа его сакральных значений. Это хорошо понимал древнекитайский стратег Сунь Цзы, учивший своих воинов: «Разлагайте все хорошее, что имеется в стане вашего противника. Делайте все возможное, чтоб обесценить традиции ваших врагов и подорвать их веру в своих богов».
Говоря на языке современных технологий, это — информационно-психологическая операция. Результатами таких операций считаются состояние фрустрации, потери воли, способности к сопротивлению и внутреннее признание собственного поражения. Операции превращаются в войну, когда становятся системными и массовыми.
Я далек от мысли видеть в хамской выходке BG операцию информационно-психологической войны. Оставим теорию заговоров вице-спикеру Неверову. Но посмотреть на произошедшее через прицел технологий современных символических войн, думаю, будет полезно. Результативности таких войн способствует не только тотальное распространение информации, но и поведение тех, кто, обладая высоким общественным статусом, оказывает влияние на массовое сознание.
И вот здесь-то и возникает вопрос: если мы с вами понимаем, что информационно-психологическая операция может быть признана успешной только в том случае, когда на событие возникает массовая реакция, стимулируемая истерикой «вождей», неужели сами «вожди» этого не понимают? Скорее всего, понимают. Но как тогда объяснить избыточную риторику губернатора Ткаченко и министра культуры Мединского? Как объяснить призыв вице-спикера Неверова броситься на поиски ведьм?
Соблазн патриотизма! Патриотизм — прекрасная тема для политических спекуляций. Ну как устоять от желания хоть на минуту, хоть в Twitterе, но предстать перед соотечественниками в роли защитника земли Русской, в образе Кузьмы Минина, раздувая скандал для наращивания собственного политического веса.
Если оценивать деяние малоизвестной, но в одночасье ставшей знаменитой панк-группы как информационно-психологическую операцию, то благодаря действиям ряда квазипатриотов она может быть признана весьма эффективной (курсив мой – Е.С.).
Если рассматривать одесский случай в контексте глобальной политической конкуренции, то следует признать, что при полной политтехнологической безграмотности российская политическая элита по-прежнему ставит личные интересы выше интересов государства. В этом и заключается главная опасность, ведь это не первый и далеко не последний панк-молебен.
Евгений СЕМЕНОВ.
Политолог
Впервые материал опубликован в «Нижегородском рабочем» 6 августа 2013 года