Posted 4 июня 2013,, 09:06

Published 4 июня 2013,, 09:06

Modified 12 ноября 2022,, 15:20

Updated 12 ноября 2022,, 15:20

«ХОМО ТЕСТИКУС»

4 июня 2013, 09:06
Введение ЕГЭ де факто вернуло отечественную школу к всеобщему незаконченному среднему образованию. Школа, скованная требованиями ЕГЭ, закрепляет в сознании нынешнего поколения императив шаблонного мировоззрения, порождая новый тип человека — «хомо тестикус». Евгений Семенов, политолог

Разразившийся на прошлой неделе скандал с утечкой результатов единого государственного экзамена, фактическое признание министра образования Д. Ливанова о потере контроля над процессом и заявление Д. Медведева о возможном аннулировании ЕГЭ напомнили мне одну историю.

Несколько лет назад знакомый шестилетний ребенок проходил испытания, поступая в престижную гимназию. Престижная учительница, отбирая детей в свой престижный класс, задала ему вопрос: «На проводах сидели две птички, к ним подсела еще одна, сколько стало птичек? — Ни одной, — сказал мальчик. — Почему? — Их убило током!» В престижный класс мальчик не попал. Не прошел тест.

Возвращаясь к вопросу о ЕГЭ и многолетней общественной дискуссии, его сопровождающей, не буду говорить о проблемах, которые он был призван решить и не решил, сосредоточусь на тех, которые он породил.

Поговорим о падении качества среднего образования и, как следствие, общего уровня образованности населения России, которое катастрофически начало падать с переходом на систему единого государственного экзамена.

Одно из условий ЕГЭ — это профессиональная специализация на ранних стадиях. Будущие выпускники за год-два до сдачи экзамена выбирают себе группу предметов, которые они будут сдавать, и фокусируются на них. Все остальное перестает их интересовать. Если раньше необходимо было сдать экзамены по всем предметам, чтоб получить достойный балл аттестата для поступления в вуз, то теперь это не имеет никакого значения, и школьники, естественно, игнорируют «лишние» предметы.

Логика школьника здесь предельно прагматична: «Зачем мне учить химию, если я не буду сдавать ее на ЕГЭ?». Школа, лишенная контроля над качеством образования, штампует заготовки будущих узких специалистов, зачастую совершенно невежественных в вопросах, которые не касаются их профессиональной ориентации.

Холодная прагматика выбора, закрепленная в новой образовательной доктрине, делает школьника независимым от знания. Таким образом, введение ЕГЭ де факто вернуло отечественную школу к всеобщему незаконченному среднему образованию (курсив мой Е.С.)

Однако введение ЕГЭ повлияло не только на сокращение суммы знаний, которыми сегодня могут оперировать молодые соотечественники; оно начало менять принципы мышления, искусственно ограничивая развитие интеллектуальных ресурсов человека.

Дело в том, что тестовая система, положенная в основу методик ЕГЭ, пренебрегает таким методом, как абстрактное мышление. Школьнику, готовящемуся сдать экзамен-тест, необходимо запомнить только определенное количество информации или угадать ее, опираясь на примитивный логический отбор.

Школьные учителя разучились учить, они натаскивают детей на тесты. Линейные логические схемы тестов, абсолютизированные ЕГЭ, не только не стимулируют интеллектуальные процессы, но и блокируют саму возможность образного мышления. Тестовая модель категорически запрещает вырабатывать нестандартные решения, формировать новое видение, говоря другими словами, мыслить, совершать открытия.

Школа, скованная требованиями ЕГЭ, закрепляет в сознании нынешнего поколения императив шаблонного мировоззрения, порождая новый тип человека — «хомо тестикус».

Что может такой человек? Он может быть надежным исполнителем, но никогда не сможет стать первооткрывателем.

Страна, где много лоцманов, но нет ни одного Колумба, обречена стать страной-лакеем.(курсив мой Е.С.)

Евгений СЕМЕНОВ,

политолог.

Впервые материал опубликован в "Нижегородском рабочем" 4.06.2013

"