Posted 31 мая 2013,, 05:05

Published 31 мая 2013,, 05:05

Modified 12 ноября 2022,, 15:20

Updated 12 ноября 2022,, 15:20

ЕГЭ: отменить нельзя оставить

31 мая 2013, 05:05
Скандал, разразившийся с утечкой результатов Единого Государственного экзамена (ЕГЭ) 28 мая 2013 года, фактическое признание министра образования Д.Ливанова о потере контроля над процессом и заявление Д.Медведева о возможном аннулировании результатов экзаменов возобновили общественную дискуссию о ЕГЭ. Вновь активно обсуждаются вопросы, связанные с реализацией этого эксперимента, его целями, методами и необходимостью его продолжения. В связи с этим мы обратились к нашим экспертам со следующими вопросами: «Какие, на Ваш взгляд, проблемы решил (или не решил) ЕГЭ и какие проблемы породил? Можно ли говорить о провале ЕГЭ как образовательной концепции и кризисе образовательной реформы в России?»

Галина Клочкова, директор школы, депутат ЗС НО

ЕГЭ обнаружил нашу несостоятельность. Мы не понимаем ради чего все это?

Самый положительный момент, на мой взгляд, в том, что ЕГЭ сыграл свою роль в объединении и отборе студентов. Вузы сегодня понимают, что средний бал, выставляемый ими когда-то, ни о чем не говорит. Сегодня есть те, кто не пошел в вуз по выбранной специальности, потому что не добрал баллов.

Из минусов, на мой взгляд, самое главное, что никакая зарплата не вернет учителю веса в обществе. У нас открыто заявляют - ЕГЭ, это в первую-очередь аттестация школы. То есть авторитет учителя напрямую зависит от сдачи экзамена учеником. Мне кажется, это – то же самое, как если бы бабушка отчитывала родителей перед внуками, это некорректно и не честно, понимаете? Раньше аттестат подписывала группа учителей, он выглядел весомо. Сдал ученик плохо вступительные экзамены в вуз, по идее, можно обратиться к любому учителю с вопросом. Сегодня подписывает только директор.

Дальше, это отношение к ученикам как к бессовестной и не креативной массе. Наша молодежь не такая - она креативная, мобильная, коммуникативная, со своей точкой зрения. Они оказались оперативнее и смышленее нас, что и показали итоги ЕГЭ по русскому языку.

Думаю, если бы ЕГЭ был экзаменом по выбору среди билетов или проектов, тогда он бы состоялся. Еще, после этого, нужно вернуть один экзамен в вуз. Вуз должен не стоять особняком, а взаимодействовать со школой. ЕГЭ обнаружил нашу несостоятельность. Мы не понимаем ради чего все это?

Можно ли говорить о провале ЕГЭ как образовательной концепции и кризисе образовательной реформы в России?

Да, можно. ЕГЭ пока не связан с безусловными ценностями, они в нашем обществе пока духовные, советские, если хотите. Тесту легче научить и ничего с этим фактом не поделаешь. Учитель теряет самое благодатное для себя время, когда он может поделиться информацией. Он тратит драгоценное время на написание тестов.

Александр Прудник, социолог

В результате введения ЕГЭ мы получили колоссальный социальный ущерб.

Когда вводилась система ЕГЭ, то декларировались определённые цели. Они, с одной стороны, должны были ввести единую шкалу, единый стандарт знаний учащихся по всей стране. Во - вторых, исключить промежуточный этап поступления в ВУЗы по форме вступительных экзаменов. Тем более, что вступительные экзамены действительно резко ограничивали возможности для ученика в выборе ВУЗа и профессии. Так, поступать он мог только в один ВУЗ. Цели введения ЕГЭ были совершенно благие и здравые. Но то, в каком формате это было реализовано, и какие социальные институты при этом оказались задействованы, привели к тому, что реформа была проведена по самому худшему сценарию. В результате мы видим, что ни одна из реально поставленных целей достигнута не была.

Во-первых, это коррупционная составляющая. Она связана с коррупцией на уровне ВУЗов, она никуда не делась. Она переместилась с уровня ВУЗов (в первую очередь речь идёт о руководстве ВУЗов), на уровень школы. Таким образом, мы видим, что коррупция проросла вниз и стремительно расширилась. Так, в эту коррупционную схему оказалось вовлечено гораздо больше людей, чем было при экзаменационной системе при поступлении в ВУЗы. Коррупцию исключить не удалось.

В коррупционные отношения оказались включены учителя. В эти отношения включаются в том числе и родители. В результате коррупция стала пространственной, она расширилась и с точки зрения социального измерения.

Ещё один очень важный аспект состоит в том, что ЕГЭ выявило сразу же резкое различие, неравноправное положение регионов страны. В первую очередь, в отношении регионов русских и регионов национальных. ЕГЭ в национальных республиках превратилось в систему открытого продвижения собственных кадров, собственных учащихся в элитные ВУЗы страны. Там ЕГЭ вообще не выполняет функцию оценки знаний учащихся. Если в регионах средней полосы России ЕГЭ в какой-то мере значительно выполняет функцию оценки знаний человека, то в республиках Северного Кавказа эта функция вообще отсутствует. Там ЕГЭ является инструментом продвижения определённых людей на определённые социальные позиции. Знания просто исключены из этой сферы. Включаются отношения внутри системы власти, отношения между группами влияния, чисто финансовые отношения. В результате мы получаем колоссальный социальный ущерб. Выходцы из кавказских республик, лифты для которых были выстроены, приникают в ВУЗы высшей категории, из которых затем рекрутируется элита страны. Так, элита страны становится заражена архаичными, примитивными формами социальных отношений, которые свойственны отсталым, примитивным обществам Северного Кавказа. Первобытно – родовая система отношений оказывается инкорпорирована в высшие эшелоны власти. В итоге общество начинает на разных уровнях управляться по этим законам. ЕГЭ в этом аспекте вместо того, чтобы привести к модернизационным процессам в обществе, привело к архаизации общества, к деградационным процессам. В этом отношении система ЕГЭ нанесла колоссальный удар по будущему страны, по развитию, по интеллектуальному будущему страны.

Конкретные проблемы, которые породило ЕГЭ: 1. Вместо того, чтобы исключить коррупционную составляющую при поступлении в ВУЗы, коррупция разрослась в ширь и проросла в глубину. 2.. в коррупционные составляющие включились учителя (а они изначально признаны быть носителями нравственных ценностей), 3. Резко понизился статус самих учителей. 4. Система ЕГЭ понизила уровень образования ввиду чрезмерной специализации, поскольку учащиеся начали игнорировать те предметы, которые они не собираются сдавать по ЕГЭ. В результате единое пространство знаний на элементарном начальном уровне оказалось разорвано. Теперь многие выпускники со средним образованием не разбираются в элементарных вещах. 5. Резко снизился качественный состав студентов, поскольку чрезмерная специализация привела к тому, что и сами преподаватели ВУЗов стали относиться с большим равнодушием к общеобразовательным предметам. 6. Сами студенты, ввиду того, что они не получили необходимого универсального образования в школе, утрачивают на всю жизнь интерес ко всем сферам, которые находятся за пределами их профессии.

Можно сразу сказать, что система ЕГЭ, как образовательная концепция, провалилась полностью. Причем провалилась она исключительно по вине управляющей системы. Система ЕГЭ существует, например, в США, но там этих проблем нет. Нет и коррупционной составляющей, нет падения образования. Можно сказать, что проблема не в ЕГЭ, как в инструменте, а проблема в тех социальных отношениях, в которую была внедрена эта система. Это подтверждает то, что наше общество является больным и не имеющим исторической перспективы.

Кризис образовательной реформы – оценочное суждение, потому что в зависимости от того, какая задача ставилась, мы и можем говорить о её кризисе или, наоборот, о реализации поставленных целей. С точки зрения будущего страны, развития страны, повышения интеллектуального потенциала общества, это реформа катастрофически кризисная. Она привела к деградации общества. Однако с точки зрения организаторов этой реформы, нужно признать, что если перед ними эта цель стояла изначально, то становится понятно, почему они отказываются признавать кризис. С их точки зрения никакого кризиса нет. Многие из них это и декларировали. Россия не нуждается в таком количестве образованных людей, которое есть сейчас в стране. С их точки зрения все идёт правильно и реформа вполне успешна.

Сергей Кочеров, профессор, декан НГПУ

Сейчас я не стал бы выносить категорических оценок. Пусть пройдет время.

На мой взгляд, в ЕГЭ есть только один плюс - школьники из глухих мест получили больше возможностей поступления в самые престижные вузы.

Из минусов, во-первых: коррупция никуда не исчезла. Она перебралась из вузов в школы. Сегодня образовательному учреждению выгодно получить высокий балл по результатам ЕГЭ. Не удивлюсь, если узнаю, что среди школ существует сговор. Мы ставим вам балл повыше, вы нам.

Далее, учеба в вузе имеет свою специфику, направление. Думаю, было бы справедливо наряду с ЕГЭ осуществлять еще один экзамен в вузе. Возможно устно. Тогда мы сможем оценить у абитуриента возможность рассуждать. Не зря ЕГЭ лучше всего сдают троечники. Отличники мыслят нестандартно, им не хватает предоставленных вариантов.

Можно ли говорить о провале ЕГЭ как образовательной концепции и кризисе образовательной реформы в России?

Думаю, должен пройти больший срок. Хотя бы лет десять. И еще, дела коррупции - проблема общества. ЕГЭ лишь ярко демонстрирует наши провалы в общественной жизни. В министерствах все чаще обнаруживаются люди с липовыми документами, разве может к этому быть причастен экзамен? Сейчас я не стал бы выносить категорических оценок. Пусть пройдет время.

Лидия Коледенкова, учитель русского языка и литературы

Думаю, нет никакого провала, эксперимент будет продолжаться.

Во-первых, перед нами встает проблема здоровья. Поймите, у всех стрессовое состояние: у учителей, родителей, выпускников. И еще большой вопрос у кого больше. Люди пока не адаптированы к подобной форме экзамена. Во-вторых, ЕГЭ, объективно, не отражает всех знаний. И, в-третьих, он не развивает устную речь. Нам, учителям, приходится натаскивать ребят, хотя мы могли бы посвятить время более развивающей информации. Но все поставлены в жесткие рамки материала много - времени мало.

Положительный момент, конечно, тоже есть. ЕГЭ сгладил сложившиеся в нашем обществе социальные различия. Каждый получает то, что получает. Также сегодня у всех равные шансы для поступления в вуз.

Можно ли говорить о провале ЕГЭ как образовательной концепции и кризисе образовательной реформы в России?

Думаю, нет никакого провала, эксперимент будет продолжаться. Вы знаете, как учителю мне он нравится. В прежние времена ученики надеялись на помощь преподавателей, теперь надеются только на полученные знания. Значит, сегодня, мы не выращиваем паразитов.

"