Posted 8 мая 2013,, 10:05

Published 8 мая 2013,, 10:05

Modified 12 ноября 2022,, 15:24

Updated 12 ноября 2022,, 15:24

Забытый город

8 мая 2013, 10:05
В мемориальных сообществах, действующих в России, бродит идея создания почетного звания «Город воинской и трудовой славы». В списке городов, претендующих на это звание, стоят Челябинск, Новокузнецк, Ижевск, Омск, Новосибирск, Красноярск, достойные и славные города, немало сделавшие для Победы. Но в этом списке нет Нижнего Новгорода – города Горького.

В мемориальных сообществах, действующих в России, бродит идея создания почетного звания «Город воинской и трудовой славы». В списке городов, претендующих на это звание, стоят Челябинск, Новокузнецк, Ижевск, Омск, Новосибирск, Красноярск, достойные и славные города, немало сделавшие для Победы. Но в этом списке нет Нижнего Новгорода – города Горького.

Много лет не дает мне покоя один эпизод из детства. Было это в канун 30-летия Победы. Был я тогда школьником и, как многие мои ровесники, участвовал в «пионерском поиске». С энтузиазмом прочесывали мы наш микрорайончик в поисках ветеранов войны. Если находили фронтовика, то должны были записать его имя, адрес, награды и боевые подвиги, а потом сдать свои записи в пионерскую комнату. Как это обычно бывает, возникла между нами конкуренция или, говоря словами вожатых, «соревновательность». Победителем считался тот, кто «принесет больше фронтовиков». В этих обстоятельствах время решало все. Поэтому мы технологизировали процесс поиска и не тратили силы на тех, кто не попадал под формальные критерии «фронтовик». И вот тогда-то и произошла та короткая встреча.

В один из дней, обходя поселок, мы увидели стоящего у калитки старика. Одет он был плохо, выглядел больным и усталым и, кажется, опирался на палку. По внешним показателям – это был наш «клиент». Мы рванули к нему, на бегу выкрикивая заученный вопрос:

- «Здравствуйте, а Вы воевали?» Он молчал, печально глядя на нас.

- Вы воевали?!

- Нет… Я был на прифронтовой…

- А-а-а! Ну, извините…

Мы развернулись и, не теряя времени, отправились дальше. Тратить время на него было бессмысленно. Надо было искать «настоящих» ветеранов. Мы ушли. Мы почти свернули за угол, но что-то заставило меня оглянуться. Старик также стоял у калитки, провожая нас взглядом. Мне показалось, что в его глазах мелькнула Война. Та Война, про которую не рассказывают на пионерских сборах.

Прошло много лет, но мне все еще стыдно. С наивной жестокостью, которая характерна только детям, мы пробежали мимо человека. Мимо Судьбы.

Наш город бои Великой Отечественной обошли. Но не обошла Война. Не стану повторять цифры и факты, свидетельствующие о том, какой вклад внес город Горький в Победу, они и так хорошо известны. Приведу лишь одно мнение, оно принадлежит Председателю Госплана СССР Н.А. Вознесенскому, который лучше многих знал, о чем говорил: “Город Горький в период Отечественной войны являлся крепостью обороны нашей Советской Родины”. У нашего города в годы войны была своя миссия и был свой подвиг. Уходящая в историю война все дальше и дальше уносит память о подвиге города. Нижний Новгород – город Горький не является городом-героем. Он не является и городом «Воинской славы». Список городов, которым может быть присвоено это имя, закрыт навсегда. Нас в нем нет.

В различных мемориальных сообществах, действующих в России, бродит идея создания почетного звания «Город воинской и трудовой славы». Идея справедливая. В списке городов, претендующих на это звание, стоят Челябинск, Новокузнецк, Ижевск, Омск, Новосибирск, Красноярск, достойные и славные города, немало сделавшие для Победы. Но в этом списке нет Нижнего Новгорода, города Горького. Словно не было у Горького своей войны. Словно его судьба, не разделила судьбу Отечества. Это несправедливо. Я будто вновь чувствую на себе взгляд того старика, которого оставил у калитки, но понимаю, что в спину мне смотрит город. И мне стыдно.

Евгений Семенов.

"