Posted 23 апреля 2013,, 08:04

Published 23 апреля 2013,, 08:04

Modified 12 ноября 2022,, 15:26

Updated 12 ноября 2022,, 15:26

«В преддверии юбилея…»

23 апреля 2013, 08:04
Валерий Шанцев создал Министерство внутренней политики ещё в мае 2009-го. Однако опережающие действия отнюдь не всегда подразумевают эффективность и «успешность». В результате административной «поспешности» получился «маленький беспомощный уродец», роль которого до сих пор непонятна, а административно-управленческие функции «кастрированы». Андрей Самсонов, социолог

Министерство внутренней политики Нижегородской области возникло «досрочно», то есть до появления «широко известной в «узких кругах» директивы администрации Президента о мерах, призванных усилить внутриполитический блок в субъектах РФ. В очередной раз, «сыграв» на опережение, В.П. Шанцев создал министерство ещё в мае 2009-го, то есть 4 года назад. Однако опережающие действия отнюдь не всегда подразумевают эффективность и «успешность». В результате административной «поспешности» получился «маленький беспомощный уродец», роль которого до сих пор невнятна и непонятна, а административно-управленческие функции «кастрированы».

Данная характеристика ни в коей мере не относится к людям, сегодня работающим в министерстве. Как это ни парадоксально, это не относится и к тем, кто волею судьбы (а точнее, «областного руководства»), занимал пост министра. Всё дело в функционале, правах, обязанностях и возможностях, отведенных министерству….

Если проанализировать структуру аналогичных министерств, существующих в большинстве регионов, прийти к «единому знаменателю» достаточно сложно. Именно поэтому необходимо отталкиваться не от «местной специфики», а от того, что в реальности может и должно пониматься под «внутренней политикой» в регионах.

Давайте по пунктам. Во-первых, информационное воздействие на общественное мнение. Структурно – это пресс-служба и управление медийными ресурсами, финансируемыми из бюджета (например, районные СМИ). В настоящее время, Министерство внутренней политики Нижегородской области подобной возможностью не располагает.

Во-вторых, кадровая политика на муниципальном уровне. Да, в структуре министерство есть управление, ответственное за взаимодействие с МСУ, однако непосредственное решение кадровых вопросов на муниципальном уровне остается прерогативой кадровой службы в аппарате губернатора и правительства. Фактически, министерство имеет опосредованное, косвенное влияние на принятие кадровых решений на муниципальном уровне.

И, в-третьих, взаимодействие с политическими партиями и организациями на региональном и муниципальном уровне. Весь реальный актив политических партий сконцентрирован в рамках фракций данных партий в Законодательном Собрании Нижегородской области, городской Думе Н.Новгорода и, отчасти, Земских Собраний муниципалитетов, что также не является прерогативой Министерства внутренней политики. Фактически, на долю министерства остается работа с политическими «новичками», ещё не создавшими своих фракций, и неудачниками, не способными завоевать поддержку электората.

Совершенно сознательно в заметке не рассматриваются внутренние «разборки» чиновников и их борьба за влияние. Например, не приводятся факты того, как пресс-служба губернатора пытается переподчинить себе функцию «связей с общественностью» (не безуспешно, надо отметить, по крайней мере, в публично-медийной сфере), или как аппарат губернатора противодействует любым попыткам переподчинить министерству муниципальную кадровую политику….

Есть реальные факты, выражающиеся в принятой структуре Министерства внутренней политики, прописанном функционале и оценке результатов работы. Сегодня, это единственное министерство правительства области, где за неполные четыре года сменилось 3 министра, в сфере ответственности которого не стихают муниципальные конфликты (Дзержинск, Балахна, Сосновское, Ковернино, Городец… и т.д.). Если сегодня не изменить структуру и возможности министерства, то «функциональный импотент» (курсив мой А.С.) продолжит успешно работать, ежегодно плодя количество собственных экс-министров….

А.И. Самсонов,
старший научный сотрудник
Приволжского филиала ИС РАН

"