Posted 21 марта 2013,, 08:03

Published 21 марта 2013,, 08:03

Modified 12 ноября 2022,, 15:32

Updated 12 ноября 2022,, 15:32

Мнения участников Нижегородского эксперт-клуба о преподавании религии в школах разделились

21 марта 2013, 08:03
В среду, 20 марта, состоялось заседание «Нижегородского Эксперт-клуба». Мнения участников о целесообразности преподавания религиозных основ в школах разделились почти поровну.

Об этом сообщают организаторы мероприятия.

Завкафедрой прикладной социологии ННГУ им. Лобачевского Александр Иудин выразил мнение, что более актуальной на данный момент является тема состояния школы в России в целом. «Проблема школы заключается в том, что её как бы уже и нет. Она находится в жутком положении. Школьники в 10-м классе ничего не знают. Они ничего не понимают в математике, они не знают правил русского языка», - сказал он.

Заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области, секретарь обкома КПРФ Владислав Егоров не видит ничего плохого в том, что дети получают знания об истории религий, о религиозных формах и вероисповеданиях, но только если получение этих знаний не является элементом проповеди. В противном случае, подчеркнул В.Егоров, такое преподавание является частью клерикализации общества. «Церковь сегодня приобретает статус одной из ветвей власти, которая определяет, что и как нужно оценивать, что можно показывать по телевидению и что можно выставлять в музеях», - отметил он. Егоров напомнил, что школа должна являться источником объективной информации, исходя из которой человек впоследствии может сделать осознанный выбор.

С данным мнением согласился сопредседатель Нижегородского либерального клуба Владислав Вишнепольский. Он выразил уверенность, что преподавании основ религиозной культуры в школах и вузах сознательно насаждается властью. «Власть делает это ради покорности населения. Она считает, что Церковь поможет держать народ в узде», - заявил он. Вишнепольский считает, что Церковь стала вести себя агрессивно. В качестве одного из примеров он привел выселение детских кружков из бывшего здания Дома офицеров, которое было передано Нижегородской епархии. «Умные люди так не поступают. И теперь эти люди придут в наши школы», - сказал он. Вишнепольский назвал недопустимым преподавание в школах основ религиозной культуры и, тем более, Закон Божиего. «Школа – это светское учреждение», - подчеркнул он.

Против введения в школьную программу предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» выступила и директор СОШ №24 Нижнего Новгорода Елена Моисеева. «Я не очень понимаю, что делать религии в школе. Религии в школе делать нечего», - сказала она. По ее мнению, достаточная информация о религиозных направлениях содержится в курсе «Мировая художественная культура»: «Там с точки зрения теологии рассматриваются все конфессии». Директор школы подчеркнула, что религия может стать яблоком раздора для учеников разных национальностей и вероисповеданий.

Член Союза журналистов и Союза кинематографистов России Георгий Молокин призвал собравшихся разделать понятия «вера», «религия» и «Церковь». «Это всё разные вещи», - подчеркнул он. Молокин также опроверг утверждение, что долгое время россияне жили в атеистическом государстве, мотивируя это тем, что атеизм является осознанным убеждением. «Мы жили и продолжаем жить в безбожной стране. Мы просто безбожники», - сказал он. По словам Молокина, отдельного внимания заслуживает вопрос о том, кто именно будет преподавать основы религиозных культур в школах, назвав сомнительным уровень образованности отдельных священников и недостаточной общую культуру в Церкви. «Многие церкви оккупированы сворами странных бабок, которые бросаются на прихожан», - отметил он. Вызывают вопросы, по словам Молокина, и дорогостоящие облачения священнослужителей, другие элементы роскоши, которые они себе позволяют. «Да, изучать историю культуры, историю религий, безусловно, надо. Но пропаганда той или иной религии неуместна», - заявил тележурналист.

С разъяснениями по поводу введения курса «Основы религиозной культуры и светской этики» выступил начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области Виктор Шмелёв. Он упрекнул экспертов в слабой осведомленности о предмете дискуссии. Шмелёв сообщил, что на стадии подготовки к внедрению курса была сформирована рабочая группа, куда были приглашены представители всех традиционных конфессий. Однако только представители Нижегородской митрополии приняли участие во всех зональных совещаниях. Шмелёв особо подчеркнул, что основы религиозной культуры не преподают священники – они приходят только на встречи с родителями, но не с учениками. Любое сотрудничество школ с Нижегородской митрополией, по словам Шмелёва, происходит только на добровольном начале. Он возразил Алле Балашовой по поводу неосведомленности родителей о сути преподаваемых курсов – содержание всех программ доступно в Интернете. Виктор Шмелёев сообщил, что, по данным регионального министерства образования, родители 63% третьеклассников выбрали для своих детей изучение основ православной культуры. "Данный предмет состоялся. За год ни одного обращения ни от родителей, ни от учителей по поводу этого предмета к нам не поступило", - сказал начальник отдела дошкольного и общего образования.

Об отсутствии какого-либо проникновения религии в школы заявила и начальник отдела профессионально-методического обеспечения департамента образования администрации Нижнего Новгорода Татьяна Зайчикова. По её словам, в самой концепции курса прописано, что это – культурологический предмет, который знакомит учеников лишь с элементами традиций. Кроме того, Зайчикова заявила, что вводя такой предмет в школьную программу, органы образования исполняют поручение президента РФ. Она также напомнила, что в новом законе об образовании очень сильный акцент делается именно на духовно-нравственной составляющей.

«У меня не сложилось впечатления, что преподавание православия делает всех учеников православными», - сказал заведующий кафедрой церковной истории Нижегородской духовной семинарии Даниил Семикопов. По его словам, даже далеко не все выпускники православных гимназий связывают свою дальнейшую жизнь именно с православием. Семикопов подчеркнул, что нет задачи направлять священников в школы или каким-либо другим образом принуждать учеников к изучению православия. Более того, митрополия предпочитает закрывать, например, курсы для преподавателей, если узнаёт, что учителей заставляют их проходит не по собственной воле.

По словам генерального директора ИД «Биржа» Ивана Юдинцева, самое страшное начинает происходить, когда речь заходит об этике. «В нашем обществе не сформулирована общая внятная этическая концепция», - сказал он.

По словам генерального директора «АПН – Нижний Новгород» Дмитрия Елькина, основы православной культуры должны преподаваться в школах в качестве обычного предмета, так как без этих основ не может быть осознана русская культура в целом. Однако преподаванием, как подчеркнул Елькин, должны заниматься профессиональные педагоги, и если таковых в настоящее время нет, введение данного предмета следует отложить.

Вопрос взаимоотношения религиозных конфессий и общества находится на постоянном контроле правительства Нижегородской области, - заверил замминистра внутренней региональной и муниципальной политики Сергей Тарасов. Он выразил несогласие со словами об агрессии и вторжении религии в светское общество. По мнению чиновника, агрессия направлена на сами конфессии, а не наоборот.

«Нижегородский Эксперт-клуб» - открытая дискуссионная площадка, созданная по инициативе агентства "Биржа плюс", "Агентства политических новостей - Нижний Новгород", НИА "Нижний Новгород" и ИА NewsNN.Ru. Основная идея "Нижегородского эксперт-клуба" - привлечение экспертного сообщества к обсуждению значимых для Нижегородского региона общественно-политических тем и информирование населения о сути происходящих в области процессов.

"