к
а
л
е
н
д
а
р
ь

Декабрь 2016

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
28 29 30 47 1 39 2 4 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
НОВОСТИ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА
22:04 Вторник, 7 Апреля 2009

НУ ФАС рекомендовало снять рекламу Coca-Cola, оскорбившую православных

НУ ФАС рекомендовало снять рекламу Coca-Cola, оскорбившую православных

Posted on января 17, 2008 in Без рубрики) by | 0 Comments »

Сегодня состоялось заседание экспертного совета при НУ ФАС по заявлению православных граждан, недовольных рекламной кампанией "Coca-Cola Эйч Би Си Евразия". Напомним, в декабре 2007 года инициативная группа нижегородских православных верующих заявила, что кампания Coca-Cola «оскорбила их религиозные чувства и унизила национальное достоинство». Причиной таких заявлений стала реклама на холодильниках для напитков, где в очертаниях бутылки Coca-Cola видны купола прихода церкви во имя собора Пресвятой Богородицы, набатный колокол, памятник Минину и Пожарскому. На некоторых рекламных плакатах нижегородцы разглядели даже «умышленно перевернутые изображения» православных крестов, что их особенно возмутило.
Перед началом заседания экспертного совета возле здания НУ ФАС прошел одиночный пикет с призывом «Остановить КОЛАнизацию России». Пикет перед зданием был направлен против «непоследовательности действий компании Coca-Cola, которая осуществила лишь половинчатые меры, изымая рекламу, содержащую религиозные и культурные символы с улиц Нижнего Новгорода», сообщил председатель АНО «Союз православных граждан» в ПФО Сергий Чесноков.
 
В частности, он отметил, что в настоящее время Coca-Cola убрала с холодильников изображения церквей, в том числе, и перевернутые. Однако, по его словам,  рядом с ТЦ «Республика» есть рекламная продукция компании с изображением Поклонного колокола и других исторических символов нижегородчины. По мнению Сергия Чеснокова, «такие половинчатые уступки не имеют смысла, поскольку даже при сокращении числа рекламных щитов они все равно оскорбляют патриотические и религиозные чувства граждан».
 
Юрист компании «Coca-Cola Эйч Би Си Евразия» Елена Виноградова на заседании экспертного совета заявила, что размещенные изображения на холодильниках с готовой продукцией «Кока-Кола» не являются рекламой напитка. Сама надпись «Кока-Кола» является лишь товарным знаком.
 
«Мы не привлекаем внимание к продукту, а привлекаем внимание к видам города. Именно поэтому на плакатах присутствуют такие надписи, как «Любимый город» и «Верность традициям». На этих изображениях компания подчеркивает ценность и качество традиций Нижнего Новгорода, а виды города никак не усиливают желания купить Кока-Колу» - отметила она.
 
Кроме того, юрист компании принесла извинения православным гражданам за невольное оскорбление их религиозных чувств, отметив, что изображение перевернутого храма внутри бутылки на одном из холодильников явилось следствием ошибки продавцов данной продукции, которые неправильно прикрепили дверцу. Е. Виноградова отметила, что вина компании «Кока-Кола» лишь в том, что она не проконтролировала монтаж холодильного оборудования.
 
Она также подчеркнула, что в настоящее время все изображения подобного рода уже сняты на территории Нижегородской области. «Мне лично эти картинки очень нравятся и меня ни к чему пагубному они не призывают» - отметила Е. Виноградова.
 
Однако представители православной общественности имеют по этому поводу обратную позицию. В частности, один из заявителей, правозащитник Марат Абдуллин, предоставил экспертному совету по рекламе при НУ ФАС книгу Юрия Воробьевского об использовании православных символов в антирелигиозных целях. В частности, он отметил, что использование перевернутых православных крестов характерно для сатанинских группировок. Православная общественность считает это религиозным оскорблением.
 
Кроме того, «данная реклама дискредитирует православную церковь, которая не пользуется для своих религиозных нужд Кока-Колой», отметил Абдуллин.
 
Еще один заявитель, Николай Шлямугин, подчеркнул, что данные изображения нарушают ФЗ «О рекламе». Так ст.5 ч.4 ФЗ «О рекламе» говорит о том, что реклама не должна побуждать к противоправным действиям, при этом использование православной символики и перевернутых крестов могут спровоцировать беспорядки. В качестве примера был приведен погром на одной из выставок современного искусства в Москве, где на картине рядом с распятием Иисуса Христа была изображена бутылка Кока-Колы и надпись «Сие есть кровь моя, пейте!».
 
Кроме того, православная общественность считает, что компания Кока-Кола неверно интерпретирует слово «традиция». В словаре Даля под этим понятием обозначается «то, что перешло от одного поколения к другому и унаследовано от предшествующих поколений». Однако, по мнению православных заявителей, данная реклама создает у потребителя совершенно неверный образ при ее восприятии.
 
Заявители представили несколько вариантов ассоциаций, которые может вызывать данная реклама у людей. Например: изображение в контуре бутылки Кока-Колы Нижегородского кремля. Ассоциация: «В Нижнем Новгороде за кремлевскими стенами в старину, испокон веков было сильно развито производство Кока-Колы, именно для охраны ее рецепта построены башни и толстые цены кремля. Очень ценный рецепт ее изготовления с любовью передавался из поколения в поколение и невредимым дошел до наших дней. В винных погребах нижегородского кремля всегда лежало про запас достаточное количество Кока-Колы <….> У нас в нижегородском кремле придумали старинный рецепт Кока-Колы, а не американцы, поэтому и написано на рекламе «Ценность традиций» - говорится в заявлении православной общественности.
 
Представители от православной общественности считают необходимым проведение лингвистической экспертизы использованных на плакатах слоганов. Эту позицию поддержали и некоторые представители экспертного совета по рекламе НУ ФАС. В частности, один из экспертов Елизавета Савруцкая отметил, что в слогане «Верность традициям» имеет место прямое нарушение логики. «В России не было традиций пить Кока-Колу» - отметила она. Всем известно, что напиток завезен из США, поэтому во избежание нарушения законодательства «О рекламе» компании Кока-Кола лучше провести лингвистическую экспертизу, подчеркнула Е. Савруцкая.
 
Судьба рекламной кампании обсуждалась сегодня членами экспертного совета очень бурно. В итоге экспертный совет при НУ ФАС постановил снять рекламу Кока-Колы как «вызывающую неоднозначное восприятие отдельных социальных групп общественности». Однако стоит отметить, что решение экспертного совета  носит лишь рекомендательный характер и не является обязательным для выполнения.