Posted 2 марта 2016,, 12:13

Published 2 марта 2016,, 12:13

Modified 12 ноября 2022,, 14:12

Updated 12 ноября 2022,, 14:12

Михаил Кузнецов: Благотворительность не должна походить на борьбу с ветряными мельницами

2 марта 2016, 12:13
Еще совсем недавно на добрые дела давали деньги в основном крупные компании. Сегодня благотворителями все чаще становятся неравнодушные люди. Развитие технологий сделало простым и комфортным участие в различных акциях обычных граждан. У всех на слуху примеры, как люди через смс или онлайн-сервисы за считанные часы собирали миллионы на лечение детей и взрослых, звезд шоу-бизнеса и сирот. Это только одна из тенденций в сфере благотворительности, о которой в интервью «НьюсНН» рассказал директор благотворительного фонда «Нижегородский» Михаил Кузнецов. Вся современная история нижегородской благотворительности связана с этим фондом, поскольку в этом году ему исполняется уже десять лет.

– Михаил, почему вы занимаетесь благотворительностью? Лежит ли в основе выбранной работы какая-то личная история?

– В основе моей работы в сфере благотворительности лежат скорее семейные ценности. Просто с детства родители объясняли, что надо помогать людям. Учили сострадать. Помню, как ходил по Покровке, будучи младшим школьником, и видел там бабушку, собиравшую милостыню. Если у меня в кармане что-то было, я обязательно оставлял монетку. Конечно, сейчас я понимаю, что это скорее удел криминальной хроники. Возможно, именно поэтому и появилось желание помогать людям профессионально.

Работаю в сфере благотворительности с 2004 года. Очень хорошо помню две первые истории – когда ко мне обратились родители девочки, у которой был порок сердца. Им нужно было срочно собрать деньги на операцию, срок был критический. Мы сумели помочь, и девочку спасли. Она жива, здорова и сейчас уже почти взрослая. И буквально сразу после этого обратились родители мальчика Данилы, которому было тогда полтора года. Ему нужно было помочь с операцией по вживлению кохлеарного имплантата для восстановления слуха. Тогда ее делали только в Питере. Две истории, двое детей, которым удалось помочь, – это стало началом моей работы. Поток обращений стал нарастать. И я понял, что заниматься благотворительностью надо профессионально или не заниматься совсем. Поэтому был создан благотворительный фонд «Нижегородский», мы зарегистрировались в Минюсте, набрали команду и начали работать уже в плановом режиме.

– Когда десять лет назад вы решили создать фонд, как вы выбирали направления работы, точки приложения сил?

– Наверное, как многие благотворительные организации, поначалу мы брались буквально за все. На нас хлынул поток обращений со стороны родителей детей с различными заболеваниями, со стороны взрослых инвалидов, ветеранов. И стало понятно, что, если не сосредоточиться на определенных направлениях, работа будет похожа на борьбу Дон Кихота с ветряными мельницами.

Мы определили тогда четыре направления работы фонда, и этой концепции в целом придерживаемся и по сегодняшний день. Первое – проект «Спаси маленькую жизнь». Мы собираем средства для проведения операций, необходимых для сохранения жизни ребенка.

Второе направление работы – программа попечительства детских домов «Кораблик». Фонд начинал с помощи детскому реабилитационному центру «Бригантина», а сейчас у нас четыре подшефных детских дома: кроме «Бригантины», есть детский дом № 5, Либежевский детский дом, и в прошлом году мы взяли шефство над Замятинским детским домом. Помимо закупки лекарств, одежды, инвентаря, наши волонтеры проводят с воспитанниками детских домов мастер-классы, тренинги. Мы возим детей на экскурсии, организуем праздники и спортивные соревнования. Я считаю, что социализация детей-сирот – это очень важно, это вклад в наше будущее.

Совместно с Центром переливания крови мы осуществляем проект «Добрый донор», организуя акции по сдачи крови.

И четвертое направление нашей работы – проект «Красивый город». Мы помогаем благоустраивать дворы, проводим субботники, сажаем деревья.

Всем помочь невозможно, как бы этого ни хотелось. Сейчас одним из активных направлений работы у нас стала помощь в организации лечения детей с ДЦП. Ежегодно мы направляем на реабилитацию порядка сорока человек, некоторые из детей являются нашими подопечными несколько лет подряд. Каждый год мы проводим для них новогоднюю елку. Своими глазами вижу результат: первый раз ребенок приезжает на нее в инвалидной коляске, второй раз – на костылях. И если спустя три-четыре года он приходит, уже подросший, на нашу елку без костылей, ходунков, без посторонней помощи, становится очевидно, что вся наша работа – она не зря.

– Сейчас фонд известен, уважаем, входит в Ассоциацию добросовестных благотворительных организаций. Насколько сложно было добиться доверия со стороны благотворителей и коллег в начале работы?

– Когда фонд начинал работать, мы как-то не очень оглядывались по сторонам. Сами удивлялись, когда спустя несколько лет стали получать грамоты, дипломы, премии в сфере благотворительности. Конечно, очень приятно, когда твою работу замечают и региональные власти, и коллеги. Значит, мы хорошо работаем.

Что касается создания Ассоциации добросовестных благотворителей, то такая организация стала просто необходима. Мошенники дискредитируют наш труд. Я сам лично за руку ловил юнца на Покровке, который ходил с прозрачным ящиком с налепленной фотографией нашего ребенка и с нашим логотипом! А ведь волонтеры благотворительного фонда «Нижегородский» не ходят по Покровке и не собирают деньги у прохожих. Но дальше недолгого задержания молодого человека в полиции дело не пошло. И, пока правоохранительные органы не ставят перед собой задачу заниматься мошенничеством в сфере благотворительности всерьез, мы с коллегами выработали свои принципы защиты.

В нашей ассоциации одиннадцать организаций. Мы поручаемся друг за друга. Отправляя нам пожертвования, вы можете быть уверены, что эти деньги будут использованы по назначению. Принимая пожертвование, фонд берет на себя ответственность за передачу этих средств в медицинскую организацию, и мы представляем полную отчетность строго, регулярно, каждый квартал, каждый год.

Исходя из своего опыта, хочу предостеречь человека, который намерен пожертвовать кому-то деньги. Разберитесь в ситуации. Случаи, когда деньги требуются срочно, бывают не так уже часто. Иногда родители, бросая клич на сбор средств для дорогостоящей операции в Израиле или Германии, даже не пытаются узнать, можно ли сделать такую операцию у нас. Наши врачи сами дают рекомендации, если понимают, что здесь, в России, помочь нельзя. У меня есть такой пример, когда девушке после аварии потребовалась сложнейшая операция на головном мозге и врачи в Германии спасли ей жизнь. Один пример за всю мою работу в сфере благотворительности.

– Расскажите о достижениях фонда. Какова ваша история в цифрах?

– За десять лет мы собрали и направили на благотворительные цели 34,5 млн рублей. Это большая цифра, последние несколько лет у нас увеличивается размер собираемых пожертвований. Наш фонд – это площадка, которую благотворитель выбирает в качестве точки приложения своих сил, своей потребности делать добрые дела. Очевидно, что людей, которые хотят помогать другим, много. И то, что они выбирают наш фонд, означает, что наша работа востребована. Мы нужны. Могу привести небольшой пример: на нашу елку мы собираем подарки для детей-инвалидов. Их около семидесяти. А желающих сделать им подарок намного больше. Уже елка прошла, а люди все звонят и спрашивают: а можно вам подарок принести?

Вы не поверите, но всю эту работу делают несколько человек. У нас замечательный, хотя и небольшой коллектив: если не считать меня, у нас работают четыре человека. По большому счету, два человека – административный директор Алия Котенкова и куратор проектов Мария Ушмакова – ведут все основные направления деятельности. Хорошо организовать работу коллектива мне помогает моя основная профессия – управленческий консалтинг. Все нормы грамотного ведения бизнеса мы уложили в работу фонда. Фонд «Нижегородский» так успешен в том числе и потому, что у нас грамотное распределение обязанностей, мы ставим перед собой четкие задачи, ведем краткосрочное и долгосрочное планирование.

Конечно, без помощи волонтеров нам было бы сложно. Мы активно сотрудничаем с российскими студенческими отрядами, у нас есть волонтеры-аниматоры, ребята, кто ездит в детские дома. Я очень рад, что молодежь всегда откликается на наши просьбы, неравнодушие молодых людей является залогом, что наша работа будет продолжена и дальше.

Исторически сложилось, что в нашем городе всегда были и есть меценаты, у нас благоприятная благотворительная обстановка, если можно так сказать. В этом есть в том числе и заслуга региональной власти. И, конечно, отзывчивость самих нижегородцев. Хочу еще раз поблагодарить всех наших благотворителей и надеюсь, что впереди у нас еще много лет плодотворной работы.

Наталия Кеткова

"