Posted 27 февраля 2015,, 12:16

Published 27 февраля 2015,, 12:16

Modified 12 ноября 2022,, 15:37

Updated 12 ноября 2022,, 15:37

Роман Владыкин: Главное для сценариста — это интуиция и немного мастерства

27 февраля 2015, 12:16
В минувшее воскресенье, 22 февраля, на канале «Россия 2» вышел мини-сериал «Третий поединок», сценаристом которого является нижегородец Роман Владыкин. Корреспондент NewsNN поговорила с Романом о его творческом пути, о ставшем для него ключевым знакомстве с Никитой Михалковым, работе с Иваном Охлобыстиным, а также о том, как и где снимался «Третий поединок».

Роман, расскажите, пожалуйста, о том, как вы пришли к профессии сценариста?

— Я родился в Нижнем Новгороде, учился в Нижегородском техническом университете. Достаточно рано, курсе на втором, начал работать на нижегородском телеканале «Диалог», и тогда понял, что мое призвание — журналистика. Так что всю сознательную жизнь я занимался тем, что сейчас принято называть копирайтом, — писал на разные темы. В какой-то момент я занялся изданием глянцевых журналов, запустив сразу несколько проектов, и вот тогда меня познакомили с Никитой Михалковым. Ему понравилось то, что мы делали: стиль, подача…

То есть он пригласил вас к сотрудничеству в качестве журналиста?

— Да, ему тогда требовались главный редактор и команда для издания журнала, посвященного премьере «Утомленных солнцем». Мы успешно сдали этот проект, а потом по инерции получили еще один заказ — его персональный журнал «Свой среди чужих». Это был журнал, напрямую связанный с кино, поэтому я много общался с людьми из киносферы, познакомился и подружился с такими людьми, как Вадим Демчог и Иван Охлобыстин.

В какой момент вы поняли, что хотите написать свой сценарий?

— Вращаясь в среде кинематографистов, я осознал, что слово «писать» может иметь не только журналистский подтекст, что я хочу и могу стать сценаристом. Тогда я слабо представлял, как это можно сделать. В интернете множество книг, методичек по сценарному мастерству, однако я верил и верю, что только практика способна дать видимый результат. Просто в какой-то момент сел и начал писать, писать так, как я это вижу — не зная законов и даже целенаправленно не желая их знать. Так я многому научился сам, на уровне инстинктов понимая, что правильно, а что нет.

Это сразу были удачные работы?

— Конечно, нет. Сейчас перечитываю первые работы и вижу ошибки. Но в сценаристике первичны желание, посыл и мысль, а формулы и схемы вторичны. Сейчас я преподаю в Приволжской медиашколе сценарное мастерство, разумеется, изучил различных теоретиков и практиков начиная от Роберта Макки и заканчивая Александром Миттой. Там все подробно описано, очень много хрестоматийных примеров. Все это я знаю уже назубок, в деталях, в цифрах, но когда сам садишься писать, когда у тебя конкретная история, ты никогда не вспоминаешь эти цифры и формулировки. «Сцена — это отрезок, который предопределяется конфликтом в определенной локации, обусловленный единым временем и пространством…» Ну, вы меня понимаете. Сценарист — это человек, который обладает колоссальной интуицией. Интуиция и немножко мастерства.

Какие же сценарные работы стали вашими первыми действительно профессиональными?

— С Вадимом Демчогом мы написали большой проект под названием «Пимен», с Иваном Охлобыстиным — «Вершителей» и «Третий Рим». Эти истории полностью готовы, но не реализованы: лежат, ждут своего часа. У каждого продюсера есть свои принципы, своя идеология, свое видение — не факт, что идеально верные. Сценарист должен всегда помнить: если тебе отказали, это не всегда значит, что твой сценарий плох. Чтобы быть успешным, надо верить в свои проекты — в идеале и писать, и снимать самому. То, собственно, к чему я и стремлюсь. Сценарист и продюсер.

Сейчас многие работают в формате «сценарист-режиссер» или даже «сценарист-режиссер-продюсер». Как вы к этому относитесь?

— Считаю, сценарист не должен быть режиссером. Безусловно, они должны работать вместе, слаженно, но это два разных творца. А вот сценарист и продюсер — оптимально. Когда я был начинающим сценаристом, то думал: ну вот, я написал, я дарю это миру, и мир сейчас меня за это отблагодарит. Но увы. Ты можешь писать, твои работы могут нравиться многим людям, но без финансирования и правильной подачи это выстрел в никуда: ни денег, ни признания. Ноль. И на этом моменте вырубаются, как правило, большой процент талантливых людей: при отсутствии отдачи они начинают заниматься совершенно другими вещами. Поэтому у каждого сценариста должна быть продюсерская жилка. Как сказал в свое время Макки: «Настоящий сценарист — только тот, кто этим живет». Нельзя вкалывать где-то на другой работе и одновременно заниматься сценарным мастерством или вообще любой писательской деятельностью. А вот если ты этим живешь — тогда да, ты имеешь шанс стать мастером.

Расскажите о работе с Иваном Охлобыстиным. В различных интервью вы рассказывали о вашем совместном проекте — фильме «Иерей-Сан». Насколько я знаю, работа над картиной завершена, но в широком прокате мы ее так и не увидели. Что произошло?

— Наш генеральный продюсер Любовь Калинская ведет переговоры с прокатчиками, но это не так просто, поскольку философское кино в России не выдерживает конкуренции с комедиями. Однако премьера состоялась, и я считаю ее знаковой: первый раз «Иерей-Сан» был показан в Донецке. Драма о силе духа — в самом сердце страшного братоубийственного конфликта!


Ну и наконец мы подошли к поводу, к которому, собственно, и приурочено это интервью — сериалу «Третий поединок».

— Это мини-сериал, четыре серии. Снимали режиссер Вячеслав Воробьев и огромная команда профессионалов. По жанру — стык спортивной драмы и боевика, закрученных вокруг темы mix fight. В центре событий обычный парень, аспирант: он потерял мать, у него сложные отношения с отцом, в итоге он преодолевает нерешительность и страх внутри себя, став бойцом во всех смыслах этого слова. Проект вызвал огромный отклик в сети: начали появляться народные группы в социальных сетях, раскладывающие фильм на фразы, саундтреки и фан-зоны отдельных персонажей. Оказалось, что ниши спортивной драмы и боевых искусств в молодежной среде совершенно свободны. Теперь самая повторяемая формулировка в постах: «Ребята, а когда будет продолжение?»

Большое спасибо! Творческих удач и новых проектов.

Галина Курочкина

"