Posted 10 апреля 2016,, 06:00

Published 10 апреля 2016,, 06:00

Modified 12 ноября 2022,, 14:11

Updated 12 ноября 2022,, 14:11

Александр Сучков и Евгений Пыхтин: через «Маленький театр» к театральному центру

10 апреля 2016, 06:00
«Маленький театр» в 1992 году просто взорвал полусонную театральную жизнь Нижнего Новгорода. Молодые актеры под руководством опытной, авторитетной актрисы театра драмы Натальи Заякиной создали, во-первых, – культурное явление, во-вторых, первый в городе частный профессиональный театр. Десять лет ставились спектакли, на которые было престижно и интересно ходить. Потом «Маленький театр» «самораспустился», а в прошлом году Александр Сучков, волею судьбы ставший художественным руководителем театра, возродил его деятельность, представив на суд публики спектакль «Машинистки». И вот еще одна новость – театр, до того всегда игравший на чужих площадках, обрел свою сцену. Это случилось во многом потому, что у Александра Сучкова появился идейный партнер. Его ученик и коллега из театра «Комедiя» Евгений Пыхтин. Они рассказали о том, как появился дом у возрожденного театра.

- Ты объявил недавно, что «Маленький театр» наконец обрел свою сцену. Что это будет за площадка?

- (А.С.)Это, наконец-то, будет своя площадка для деятельности профессионального, камерного, частного «Маленького театра».

Кроме того, мы планируем, чтобы это была не только площадка для проката нашего пока скромного репертуара. Мы хотим, чтобы на этой площадке не просто существовал сам театр, но и появился центр театрального мастерства «Маленький театр».

Там будут проходить поэтические вечера (выдержанные в театральной эстетике), концерты (от классики до авангарда) творческие встречи, читки пьес, откроется школа танца. Благо, у Жени Пыхтина есть такой опыт – свою танцевальную школу он открыл будучи студентом консерватории.

Помимо этого, там будут проходить, например, мастер-классы для любопытствующих людей «Что такое актерское искусство?». Это не дает никакого образования, но удовлетворяет любопытство и открывает у человека некие возможности, которые он может использовать в жизни.

- То есть будут способы, которыми вы попытаетесь заработать?

- (А.С.)Безусловно. Театр сам себя не окупит, не выживет за счет своей продукции. Это дорогая игрушка. Мы, в первую очередь, рассчитываем на себя, но если нам захотят помочь – не откажемся. А ставить билеты по три тысячи рублей – для нашего города это очень странно.

- Давай вернемся назад и вспомним, как вообще начинался «Маленький театр»?

- (А.С.)Жила в Нижнем Новгороде актриса Наталья Заякина, работала в драмтеатре. В то далекое время, в 1992 году, в театре было много молодых, желторотых артистов, которые только-только окончили разные институты, в том числе и я. И как-то все мы заскучали – не было спектаклей на нас, силы девать было некуда.

Время для театра было грустное: десять человек в зале, двадцать – на сцене.

И вот Наташа, видя наши понурые физиономии, как-то сказала: «А чего вы кукситесь? Давайте организуем что-нибудь свое!» Сказано это было на кухне театрального училища, за круглым, вкусным и немножко «пьяным» столом. Мысль в нас засела. Мы загорелись, Наталья согласилась возглавить это дело, ее опыт и связи были необходимы.

Но нужен был режиссер, материал, чтобы начать репетиции. Я перед этим событием читал рассказы Аверченко и просто угорал, не давал спать по ночам соседям, смеялся. И я, еще не зная ни о каком Наташином предложении, подумал – да это же можно играть! Это же все очень легко переносится на сцену.

И когда Наташа сказала, что кто-то должен заняться постановкой, я так робко поднял руку и предложил попробовать поставить Аркадия Аверченко. Она сказала, что это замечательно и интересно.

И понеслась история! Мы все были молоды, правда, у некоторых были семьи, дети. Я был холост, свободен от всех и от всего... от спектаклей тоже.(Смеется) И поэтому я всю свою энергию и фантазию посвящал этому делу.

И ребята подобрались замечательные. Сейчас это уже какие ребята – Сережа Блохин, заслуженный артист России, Сергей Кабайло, Леша Хореняк. Замечательная тусовка была. У них у всех были жены, которые нам помогали – строгали, пилили, красили... И мы собственными руками сделали первый спектакль.

- Сколько спектаклей вы поставили до того момента, как решили приостановить работу «Маленького театра»?

- (А.С.)Шесть спектаклей и работали мы только на чужих площадках. Начинали в тогда еще недостроенном Доме актера. Там все было в лесах, в штукатурке. Но зал и половина сцены были готовы, висело шесть прожекторов.

Мы сделали спектакль-кабаре «Мелочи жизни». Я с ужасом вспоминаю об этом, осталась запись смотрю и думаю, как же это было наивно. Детский сад такой! Но тогда это была бомба. Мы сами удивлялись, как к нам хлынул народ, как изголодавшиеся на кусок мяса.

- Прошло десять лет, все закончилось. Что произошло? Накопилась усталость?

- (А.С.)За десять лет многое изменилось и в стране, и в нас. Мы повзрослели, отупели немного. Появились другие амбициозные планы, стало не устраивать то, что мы работаем на голом энтузиазме... За спектакли же получали сущие гроши. Хотя это громко называлось – частный театр. Потом Наташа Заякина уехала в Москву по приглашению Марка Захарова.

Стало понятно, что нужна какая-то пауза. Новая энергия должна была прийти, это было очевидно. И тогда, честно, пожав друг другу руки, мы сказали – все, играем крайний спектакль в этом сезоне, а дальше – как жизнь распорядится.

Кто-то уехал из города, кому-то стало это неинтересно, кто-то обрел почву здесь, в «драме». У каждого своя дорога в жизни.

- У меня есть ощущение, что люди сегодня стали чаще ходить в театр. Как тебе кажется, это так?

- (А.С.)Да, людям уже, к счастью, надоедают сериалы. Я лично уже три с половиной месяца не включаю телевизор вообще, и думаю, что таких как я много.

Но и театр сам изменился. Он стал больше задумываться о том, чем люди интересуются, что у них болит. Мне так кажется. По крайней мере, в лучших проявлениях театра это точная ориентация не на спрос, на жизнь улицы, на жизнь человека. То, от чего он хочет спрятаться, придя в театр. Или найти ответы на вопросы, которые он вряд ли получит от телевизора или соседа.

- Тебя устраивает современная драматургия?

- (А.С.)Современная драматургия очень плохая. Я часто ее читаю, и из двадцати прочитанных пьес одна-две может иметь какое-то интересное, глубокое зерно. Очень много формальности, подачи в лоб и мало глубины, изящества в ней.

Для меня важен дух, пульсация строчек, заложенных драматургом в пьесу, которая резонирует со мной. Здесь и сейчас. Я только так могу. Я не конъюнктурный режиссер.

- Что значит «конъюнктурный режиссер»?

– (А.С.)Есть режиссеры конъюнктурные, у них нюх, они чувствуют: вот это сегодня выстрелит! И неважно – нравится им эта пьеса, не нравится. Они берут ее и делают. Потому что зритель на это сейчас пойдет.

Я так не могу. Сейчас я работаю над инсценировкой одного рассказа Чехова. Название пока не скажу. Вот я там прячусь, в той литературе. Если Господь позволит мне закончить эту инсценировку так, как я это хочу, это будет современный спектакль.

- И как получилось, что «Маленький театр» вдруг воскрес?

- (А.С.)Я преподавал в консерватории на актерском факультете и у меня был такой вот студент – Евгений Пыхтин, очень талантливый артист и замечательный человек. Два с половиной года назад он начал зудеть мне в ухо, что надо возрождать «Маленький театр», потому что скучно и грустно, и вообще...

- Как получился ваш тандем с Александром Сучковым?

- (Е.П.)Просто, как и у Александра Борисовича, когда-то, у меня наступил такой период – душно в театре. И я начал приставать к нему с идеей возрождения «Маленького театра». У меня такой характер – я «прилипала». Если мне чего-то надо, я добьюсь.

Однажды он сказал, что мы с ним сделаем спектакль после окончания учебы. За это я и зацепился и больше от него не отстал. И появились «Машинистки».

А потом я пришел к Александру Борисовичу и сказал, что очень хочу работать в «Маленьком театре».

Он сказал: «Я все понимаю, но что мы можем с тобой сделать? У меня нет денег, чтобы держать труппу, у нас нет помещения. Где играть?»

- Раз вариантов не было, как произошло, что «Маленький театр» обрел свою площадку?

- (Е.П.)Если ты очень чего-то хочешь, жизнь дает тебе возможность это реализовать. Еще в сентябре прошлого года одна знакомая настойчиво предлагала мне присмотреться к помещению в здании Нижполиграфа.

Я долго отнекивался, потом все-таки посмотрел. Не понравилось – разруха, «советский союз». Надо вкладывать деньги. Для моего бизнеса это не нужно. Я уже уходил и вдруг остановился в проходе. Возникла мысль – а ведь здесь может быть театральная площадка...

Высокие потолки, площадь для камерного театра достаточная. Так все и началось.

Сейчас все, что я зарабатываю, уходит на создание центра театрального мастерства.

- Что для тебя первично – сцена для театра или новый театральный центр?

- (Е.П.)Идея сделать свою площадку для театра логично потянула за собой идею о более широком использовании этой площадки. Сейчас первичной, пожалуй, стало создание центра, который предоставит возможность самовыражения, работы, развития многим творческим людям.

- В социальной сети, где обсуждалась новость о появившейся у вас площадке, люди очень активно предлагают свою помощь. Вплоть до сбора денег способом краудфандинга. Вы как к этому относитесь?

- (А.С.)Мы пока вцепились в те возможности, которые есть у нас самих, лишь бы сделать максимально то, на что хватит карманных денег. А дальше пытаться зарабатывать самим – спектаклями, деятельностью центра.

Безусловно, мы будем искать людей, которые, так или иначе, захотят нам помогать, кто чем может. Мы потихоньку работаем над созданием попечительского совета. Делаем сайт, эта работа на начальной стадии.

-Какие еще мечты, связанные с новой сценой, у вас есть?

- (А.С.)Если мы оснастим площадку всей необходимой техникой, есть такая идея сделать фестиваль самых интересных российских камерных спектаклей, в которых играют два-три, максимум четыре человека. Такой марафон спектаклей. Я знаю, что по России есть много очень интересных команд, которые ютятся в каких-то подвальчиках, сарайчиках, чердачках. У них есть классные, оригинальные и профессиональные продукты.

Даже небольшие гастроли таких трупп – это будет весьма полезно для города и для нас.

- Ты плотно занят в театре, откуда находится время?

- (А.С.)Не знаю, пока я не занят в премьерных спектаклях, чему я искренне рад, время находится. Займут – будет сложнее. Но все равно я буду вкалывать. Пока силы есть, что же не вкалывать?

Справка.

Александр Сучков - заслуженный артист РФ, актер Нижегородского государственного академического театра драмы им. А.М.Горького. Родился 30 сентября 1966 года в Самаре. В 1987 году окончил театральный факультет Саратовской консерватории. С 1989 года работает в Нижнем Новгороде. С 1992 года – художественный руководитель камерного «Маленького театра».

Евгений Пыхтин - актер, работает в нижегорородском театре «Комедiя». Родился 4 июня 1987 года в городе Горький (Нижний Новгород). Окончил актерский курс кафедры «Актер музыкального театра».

"