Posted 24 апреля 2017,, 09:11

Published 24 апреля 2017,, 09:11

Modified 3 ноября 2022,, 17:10

Updated 3 ноября 2022,, 17:10

Десять лет город не видел себя в зеркале воды

24 апреля 2017, 09:11
На самом деле путь к новой набережной гораздо дольше, чем заложенный в планы май 2018 года. Даже если объект будет успешно сдан и принят.

Больше десятилетия набережная – дежурная тема нижегородской прессы. Любой при желании может проследить по публикациям все перипетии с проектами, заборами, судами и конкурсами. Во всех этих подробностях и деталях нет только одного - ответа: как город достаточно спокойно все это так долго терпел? Точнее – не терпел, а спокойно выносит, приспосабливается?

В «Набережной неисцелимых» Бродский говорит, что «мы действительно отчасти синоним воды, которая точный синоним времени», значит, отлученные от наших рек, мы впадаем в безвременье. Эту закономерность замечал не только великий поэт, про то, чем города живы, писали многие гуманитарии: вода раскрывает творческий потенциал, выпускает на свободу любознательность. Еще вода – зеркало, десять лет город почти не видел себя, не представлял, как выглядит со стороны.

Вся эта метафизика легко соотносится с разными фактами, совокупность которых привела Нижний Новгород в когорту лузеров. Единственный в стране «умирающий» город-миллионер – такой итог подвели в СМИ этой весной под различными статистическими данными.

Потеря энергии – через отлучение от реки - фиксируется все тем же синим забором в других частях и районах города. Это давно уже не просто временное ограждение – символ оцепенения.

Для большей части города реки – ресурс. Цари запретили помойки и огороды на речном склоне – народу было не до красот. Даже новый социалистический город построен на эксплуатации Оки.

Только в 70-е прошлого века укрепили берега, вспомните – тогда же работали пляжи, музыка над Волгой разносилась из «Ракушки» Александровского сада. Знаменитый джазовый фестиваль проходил на дебаркадере где-то у причалов на Нижне-Волжской.

Городские набережные появились как променады – на курортах, когда есть потребность и возможность для прогулок на границе между структурой и стихией. Набережная у Речного вокзала – портовая, чистый функционал, странно приехать вдруг сюда на прогулку, не связанную с дальнейшим перемещением по реке. Только разве сравнить: было-стало. Хотя в новом проекте есть какие-то "заманухи", правда, не известно, на какое употребление они рассчитаны.

В Хельсинки- куда ни направишься, выйдешь к набережной, в Токио транспорт поднят на эстакады – получилась «крыша» вдоль воды, вдоль Темзы свободно проходишь весь Лондон. Города формируют не просто полезные привычки, но и образ жизни.

"