Posted 14 апреля 2015, 09:55
Published 14 апреля 2015, 09:55
Modified 12 ноября 2022, 15:19
Updated 12 ноября 2022, 15:19
Еще апрель, а многие родители уже озабочены проблемой, в какую школу отдавать ребенка. В прошлом году сама в это время проходила «через тернии к звездам», чтобы моя старшая дочь пошла в первый класс одного уважаемого учебного заведения нашего города.
Помимо классического линейного образования, которое преподают в наших школах, стало возможным отправлять наших детей учиться и по другим методикам, по крайней мере, в начальных классах. У нас есть вальдорфская школа, и есть несколько центров, где обучают детей по системе Жохова. О вальдорфских школах я слышала и раньше, а вот о системе Жохова узнала буквально пару дней назад – от своей подруги. Она решила начать в своем семейном центре обучение детей по этой методике. Меня тема заинтересовала, и я стала изучать вопрос более внимательно.
Владимир Иванович Жохов – это заслуженный учитель России, автор школьных учебников и свыше 300 научных публикаций. Методику он разрабатывал тридцать лет, и сейчас распространяет ее по стране. В нас в Нижнем Новгороде теперь будет три центра, где учат детей по его системе, а еще, между прочим, есть школа в Выксе.
Рассказать в двух словах о том, что из себя метод представляет, довольно сложно. Он связан с физиологией, с особенностями развития ребенка. В возрасте 5-6,5 дети впитывают все, как губки, и Владимир Жохов считает, что в первый класс они могут идти, уже начиная с 5 лет. Это серьезное отличие от обычной школы, где иногда советуют ребенка подержать лишний год дома, чтобы он «дозрел» психологически.
В сети есть сорокаминутный фильм о том, как проходят уроки по системе Жохова. В первую очередь бросается в глаза, что дети сидят в классе, не сложив руки на парте, а откинувшись на спинку стула и положив руки за нее. Таким образом, снимается повсеместная проблема сутулости. В классе можно подойти и задать вопрос учителю во время урока или просто походить, если устал сидеть. Но при этом, что удивительно, анархии не наблюдается, потому что учиться детям – интересно. Каждый урок они поют песни, танцуют и отвечают хором. В начале урока математики обязательно смотрят какой-либо фильм. Например, про озеро Байкал. А потом считают, сколько километров оно в длину и ширину – на наглядном примере. В русском языке не учат фонетике, читать учат по буквам. Прописей, как в обычной школе, нет. У детей идет развитие речи на словах, они очень много считают в уме. Конечно, письменные задания есть, но не в таком объеме, как в обычной школе. Детям не задают домашние задания на каникулы, и в целом к домашним зданиям относятся не так строго.
Руководитель семейного детского центра Анна Берсенина: «Что лично меня привлекает в методике Жохова? Отмечу два момента. Например, в ней нет жесткого разделения на предметы, что как-то больше из жизни. Окружающего мира, как предмета, нет вообще, но он активно включен и в математику и в риторику. И поэтому та же математика, например, не является абстракцией, как это часто бывает в современных школьных программах. Сразу понятно, зачем она, и она так интересно преподносится, что мотивация ребенка перестает быть чем-то актуальным. Родители, которые присутствовали на уроках, говорили, что в таком классе и сами с удовольствием бы поучились.
Второй момент – это свободно-расслабленное состояние детей на уроках. Так в принципе жить проще, а уж учиться тем более. Достигается много чем: разрешением двигаться, хоровыми ответами, пением во время урока. Хотя у пения есть и другая важная функция – гармонизация работы обоих полушарий головного мозга».
После рассказа Анны я решила поспрашивать про эту систему еще кого-то – с точки зрения не педагога, а родителя. В одной из нижегородских школ был класс, где дети отучились по системе Жохова с первого по четвертый класс, сейчас перешли в пятый, уже обычный. И как это обычно в нашем маленьком городке бывает, я тут же нашла «своего» человека, у которого ребенок там учился. Ирина поделилась своим мнением о плюсах и минусах системы. По ее словам, главный плюс – это развитие ребенка в интересную и многогранную личность. В классе сложилась настоящая дружба между детьми, они очень сплоченные. Сейчас это редкость. Ирина говорит, что и родители детей подружились между собой. Детям очень легко давалась математика, литература, на примере одной сказки про лису и зайчика дети вели настоящий философский диспут на сорок минут. Что касается минусов, то он, по сути, был один: перейдя в пятый класс, к разным учителям, в том числе и «старой закалки», дети столкнулись с нашей классической системой образования. Им пришлось перестраиваться. Для кого-то из класса эта перестройка была болезненной и неприятной. Хотя Владимир Жохов изначально задумывал эту методику, чтобы облегчить детям переход из младшего звена в среднее, в случае Ирины это не сработало. По ее мнению, идеальным вариантом было бы составить эту систему в расчете на все время обучения в школе, а не только для начальных классов.
Вот такая информация к размышлению. Хочется, чтобы в школе ребенок получал знания, ему было интересно, чтобы у него были друзья. Где все это он найдет – решать нам, родителям.
Наталия Кеткова.