Posted 4 апреля 2016,, 08:50

Published 4 апреля 2016,, 08:50

Modified 12 ноября 2022,, 14:11

Updated 12 ноября 2022,, 14:11

Народный ликбез: расстройство аутистического спектра

4 апреля 2016, 08:50
Народный ликбез: расстройство аутистического спектра

С 1997 года 2 апреля объявлено Генеральной Ассамблеей ООН Днем всемирного распространения информации об аутизме. Для меня это хороший повод побывать в Центре лечебной педагогики и социальной адаптации «Верас». Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи «Верас» - это ее официальное название, длинное и красивое. Она входит в Ассоциацию добросовестных благотворительных организаций Нижнего Новгорода, создана в 2000 году. Шестнадцать лет специалисты «Верас» помогают детям с расстройствами аутистического спектра развиваться, учиться общаться с родными и близкими, готовиться к школе.


В Центре, который находится на улице Гордеевской, неподалеку от красивейших Владимирской и Смоленской церквей, меня ждет Татьяна Шиповникова, учитель-дефектолог «Верас». Я прошу ее рассказать о своей работе, об учебных программах Центра, но главное для меня – это возможность самой разобраться, что такое аутизм. Я честно могу признаться, что знания мои в этом вопросе очень поверхностные, как у любого обычного человека.

Первое, что сказала мне Татьяна – нельзя называть людей с расстройствами аутистического спектра аутистами. Это все равно, что назвать человека в очках очкариком. Обидное прозвище, правда? И второе – это не болезнь. Аутизм не лечится, это нарушение развития, связанное с функционированием головного мозга, с которым человек проживет всю жизнь. В результате у людей возникают проблемы в сфере коммуникации, социальных навыков, отсутствует гибкость мышления. И никакой «волшебной таблетки» от этого нет.

Расстройства аутистического спектра могут быть очень разные. Если представить себе какое-то подобие шкалы, взяв за горизонталь глубину аутизма, а за вертикаль – уровень интеллекта, то у человека может быть неглубокий аутизм и высокий уровень интеллекта. Но бывает, что интеллект серьезно снижен, а расстройство достаточно глубокое. Между двумя этими точками есть разные варианты. Впрочем, теоретически рассуждать легко, но не забывайте, за всем этим стоят живые люди.


По словам Татьяны, есть несколько мифов об аутизме. Первый, и самый распространенный – что аутизм появляется после прививки. Это не так. И от эмоциональности матери это тоже не зависит. Есть научно подтвержденные факты, что аутизм чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. В России статистика о количестве детей, рожденных с нарушениями аутистического спектра, отсутствует, поэтому опираться можем только на мировую статистику, что из 68 детей один рождается с аутизмом.

«В России есть сложность в постановке диагноза, хотя сейчас врачи начали все чаще диагностировать аутизм, начиная с трех лет. А ведь чем раньше выявить это расстройство, тем раньше можно начать семье жить в определенном режиме, адаптировать его под нужды ребенка, учится взаимодействовать и общаться», - говорит Татьяна. Основные признаки расстройства, которые должны насторожить родителей, когда ребенок не реагирует на их обращение, на слова. Его игры однообразны, монотонны, ребенка сложно чем-то заинтересовать. Зачастую семья узнает, что у малыша есть проблемы с коммуникацией уже тогда, когда он приходит в садик, и его поведение бросается в глаза педагогу-воспитателю. Конечно, сейчас есть интернет, где можно найти информацию об аутизме. Но далеко не вся она будет полезной, к сожалению.

Работа в Центре лечебной педагогики поделена на две ступени. В первой ступени дети с семи лет год посещают группу подготовки к школе. Вторую ступень посещают молодые люди (самому младшему 18 лет), где они учатся коммуникации, социальному взаимодействию.


Группа подготовки к школе проходит по программе ASSERT, специалисты «Верас» привезли ее из Университета штата Юты, Америка. Главная задача – научить ребенка выполнять инструкции педагога, слушать его, разделять внимание, справляться с академическими задачами. У каждого ученика есть свое расписание, которое он всегда носит с собой. На пластиковой доске А4 формата липучкой приклеены картинки: раздеться, помыть руки, сесть за стол, позавтракать, и так далее – расписано каждое действие, которое ученик выполняет все четыре часа, что он находится в Центре. Такие же пошаговые картинки-инструкции висят в туалете над раковиной, в кухне над рабочим столом, в классных комнатах. У каждого ребенка есть свое средство коммуникации: у кого-то книга «PECS», у кого-то доска коммуникации, при помощи которых люди с аутизмом общаются. «Не обязательно уметь говорить, но можно уметь общаться», - сказала мне Татьяна.

«Верас» многое делает для просвещения жителей города – каждый год 2 апреля в Нижнем Новгороде проходят акции и флэш-мобы в поддержку людей с аутизмом. Конечно, я не могла не спросить, есть ли какие-то правила поведения, если рядом находится ребенок с расстройством аутистического спектра. Главное правило, которое озвучила мне Татьяна на прощание – просто будьте спокойны, терпеливы, не вмешивайтесь в общение детей и родителей. И помните, что все мы люди, все мы – разные.

Наталия Кеткова

"