Posted 27 июня 2016,, 09:20

Published 27 июня 2016,, 09:20

Modified 12 ноября 2022,, 14:08

Updated 12 ноября 2022,, 14:08

Нижний: совсем не френдли

27 июня 2016, 09:20
Нижний: совсем не френдли


Уже неделю всех зашкаливает от урбанизма. Обычно камнем в болото гражданского безразличия летит тема парковок, расширения дорог. Иногда – что-нибудь про озеленение, синие заборы. А тут – отнюдь! – проснулись на гимне собянинскому благоустройству. Оно некрасивое и дорогое, а было воспето, будто воплощение лучшего мирового опыта. Воображение залипает на сумме, в которую обошлась сама стратегия развития общественных пространств: 34 млн долларов. На слова о том, зачем делать френдли сити. С фантазиями о сценариях поведения людей в городе.

Хорошо, если ссылки на лучшее в мире благоустройство, симпатии к пешеходам так высоко оценены. Но за всем этим – родное: московские подходы экстраполируются на все города страны, Нижний – не исключение, - благодеяния спускаются сверху, по усмотрению чиновников. Горожанам отводится роль статистов, счастливых от приобщения, но вот грамотные и нетерпеливые поддались сомнениям, сравнивают с зарубежной действительностью, интересуются, зачем и что благоустраивать, если каждое лето в городе так мучительно неудобно? В Нижнем тема сужается: а какие, собственно, нужны дороги? На только что прошедшем нижегородском ежегодном бизнес-форуме, где собирается бизнес, немножко власть и еще бизнес, который слегка дружит с общественностью, вопрос-таки прозвучал. Вызвал недоумение у министра строительства Челомина. Услыхав, что хайвеи режут ткань города и, в конце концов, приводят к социальной напряженности в районе, областной чиновник воскликнул: «Так не надо строить дорог?».


Если бы так возмутилась моя парикмахерша или врач, я бы не расстроилась, рассмеялась. Как не различать капиллярную сетку улиц и скоростные магистрали, по которым мчатся без светофоров и общественного транспорта из одной точки до другой, значительно удаленной? У них – разное предназначение, роль, хотя это – и дороги. Одно превращается в другое при каких-нибудь чрезвычайно важных градостроительных обстоятельствах. А у нас, если посмотреть на карту города, легко заподозрить, что расширение Молодежного – фантик для ЧМ-2018. Или же в этой схеме спрятан какой-то фокус, нам неизвестный. Но почему никто не приводит убедительных доказательств? Куда из генплана сгинул дублер проспекта Ленина, шедший вдоль Оки, выныривающий в промзоне Автозавода?.. Пока все выглядит так, что ради людей, предпочитающих времяпрепровождение на второстепенных матчах, покалечат самый исторический центр района. К чему эти сверх усилия?

Широкие дороги нужны, чтобы быстро ехать. В Нижнем Новгороде. Помните, совсем недавно нам внушали, что расширение улицы Горького за счет парка Кулибина, улучшит транспортную ситуацию? А вот на Манхеттене с 1811 года – не изменился ни один размер кварталов, а связанность улиц - в пример нам! Похоже, там другие критерии комфортности города. Они вообще подсчитали, что, например, на Таймс сквер все было устроено на 90% под автомобили, хотя на площади именно пешеходов – 90%. И перекроили пространство, создали программу устройства пешеходных зон на основных площадях у Бродвея. И там нет многочисленных спецразрешений для проезда авто – как на Покровке. И ради отеля к каком-нибудь чемпионату не искромсают часть пешеходной улицы для подъезда постояльцев.


Вот он – френдли сити от современных урбанистов! Проходишь город насквозь – будь то бизнес-центр на Уолл-стрит, или огромный медиа-холдинг в Берлине. В свежем интервью Евгений Асс (архитектурная школа МАРШ) рассказал, что «есть такой показатель: количество дверей на протяженность улицы». Значит, есть куда зайти, сменить впечатления или укрыться. Разнообразие города можно постичь только пешком, за счет собственного времени и усилий. Это здорово и здорОво. К слову, не случайно у урбанистов есть выражение «ожирениегенерирующие районы» - про те, куда незачем идти и откуда не выбраться никак, кроме собственного авто.

Быстрая езда нужна, если расстояния – большие, безо всяких «дверей». С утра город двинулся в одну сторону, вечером – обратно, и это ненормально. Для мегаполиса, не привязанного к одному заводу. Живой, благополучный, комфортный город - тот, который пешеход беспрепятственно может пройти вдоль и поперек – по мостам, в том числе, в любую погоду. И точно уж – в парк не через широкополосную магистраль. Не думать об этом – значит, безответственно обрекать город на проигрыш, усиливая отчуждение людей от пространства.

…В американском Портленде однажды решили инвестировать не в магистрали, а в создание благоприятных условий для пешеходов и велосипедистов. Со временем такая стратегия привела к приросту молодого населения с высшим образованием. Они стали фанатами города… К нам приедут другие.

Марина Игнатушко

"