Posted 8 сентября 2016,, 08:44

Published 8 сентября 2016,, 08:44

Modified 12 ноября 2022,, 14:03

Updated 12 ноября 2022,, 14:03

“По ком звонит колокол?”

8 сентября 2016, 08:44
“По ком звонит колокол?”

Двадцать пять лет назад, 30 ноября 1991 года первый Президент Российской Федерации Борис Ельцин назначил первым главой администрации Нижегородской области своего хорошего знакомого тридцатидвухлетнего Бориса Немцова. Тогда же Областной Совет утвердил новое название должности руководителя региона - губернатор. Интересно, что до 18 апреля 1994 года Борис Немцов совмещал должность нижегородского губернатора с должностью полномочного представителя Президента Российской Федерации в Нижегородской области.

Сорокачетырёхлетний Валерий Шанцев, в последствии четвертый губернатор Нижегородской области, в год назначения Бориса Немцова губернатором, работал коммерческим директором хоккейного клуба “Динамо”, совмещая эту работу с должностью первого заместителя председателя исполкома московской организации КПРФ.

Значительно позже, так же как и Борис Немцов, Валерий Шанцев был вначале назначен на губернаторскую должность Президентом, а впоследствии избрался на эту должность на восстановленных всенародных выборах. Собственно на этом сходство и заканчивается. И начинается та история, которая на сегодняшний момент, делает Валерия Павлиновича самым успешным из четырёх современных нижегородских губернаторов. На сегодняшний день из двадцати пяти лет нижегородского губернаторства одиннадцать лет (чуть меньше половины) именно Валерий Шанцев возглавляет Нижегородскую область. С одной стороны это больше, чем руководил областью любой из его нижегородских предшественников, а вот с другой, как говорится, “есть нюанс”.

Пункт 1 статьи 25 Устава Нижегородской области однозначно гласит “Губернатор избирается на срок пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд”. С точки зрения действующего законодательства никаких нарушений в том, что нашей областью уже двенадцатый (с 14 сентября 2016 года) год руководит один и тот же человек нет. По новому Закону он избран всего на второй срок. Но это - Закон. А решения о том, кто и сколько достоин руководить тем или иным регионом, принимают конкретные люди. И руководствуются они не только юстицией, как Законом, но и юстицией - как справедливостью. И вот с точки зрения справедливости, у губернатора Шанцева сейчас идёт третий срок.

Собственно это и ответ на вопрос - почему все эти годы с удивительной регулярностью, как и сегодня, например, заинтересованные лица обсуждают, что наше “высшее должностное лицо” вот-вот уйдёт в отставку. Так что новый виток “отставочных” настроений, начавшийся на прошедшей неделе новостью не стал.

Новость, в нашем случае, подкралась незаметно. Собственно она сложилась из вроде бы незначительных событий, не имеющих по отдельности значения, как та картина, что мы порой складываем из пазлов.

В число тех людей, что участвуют в определении кадровой политики Президента России в регионах входят и его Полномочные Представители. На эту должность в Приволжском федеральном округе с 15 декабря 2011 года был назначен Михаил Викторович Бабич. В этом году исполняется пять лет как они с губернатором Шанцевым работают в одном здании Кремля.

В отличие от действующего руководителя Нижегородской области замену Михаила Викторовича на другого руководителя никогда не обсуждали. Его трудовая биография, напомню, именно он был в 2002- 2003 годах председателем Правительства Чеченской республики, и успешная текущая деятельность не давали повода для слухов.

Однако, в середине этого года “что-то пошло не так”. Приволжский округ велик, поэтому не стану гадать о том, что могло послужить причиной сложившейся ситуации. Одно можно сказать точно, конфликт внутри нижегородской Единой России вырвавшийся наружу из-под спуда на выборах главы города и сити-менеджера Нижнего Новгорода в прошлом году несомненно сыграл свою роль.

Три последовательно произошедших события заставляют говорить о том, что мы теперь живём в новой реальности. Реальности в которой в Нижегородской области могут произойти любые перемены. В том числе и назначение нового Полномочного Представителя Президента в ПФО.

Сначала, в мае текущего года, не состоялось выдвижение кандидатом в депутаты Государственной Думы ни в Самарской, ни в Нижегородской области Александра Хинштейна. Считается, что он входит в “близкий круг” полпреда в ПФО.

Затем, 22 июля, впервые за пять лет работы Михаила Викторовича в должности полпреда в нижегородских СМИ появилась критическая статья Виктора Деменева. А уже через неделю кандидатуру Михаила Бабича, внесенную Президентом России, комитет по международным делам Государственной Думы поддержал на должность посла в Украине.

Этот сюжет закончился уже 4 августа, по инициативе украинской стороны. Однако российские СМИ и нижегородские элиты пережили немало тревожных минут, обсуждая претендентов на одну из ключевых должностей в регионе.

Пикантности обсуждению придавал тот факт, что новое назначение (руководитель Федеральной таможенной службы) получил влиятельный нижегородец, экс-руководитель УФСБ по Нижегородской области Владимир Булавин. Свою работу в новой должности он начал с проведения совещания в Нижнем Новгороде, в Приволжском Таможенном управлении.

Но пока кадровые решения не приняты, все участники борьбы за реальную власть в Нижегородской области будут действовать. До единого дня голосования остаётся менее трёх недель и серьёзных изменений в итогах голосования ждать, на мой взгляд, не стоит. Ожидаемо победят “сильнейшие”, и Единая Россия, в первую очередь.

В семидесятые годы прошлого века на Западе существовала такая наука как советология. Ученые-советологи по публикациям в открытой печати, по тому кто, как, с кем и за кем стоял на Мавзолее во время ежегодных парадов и демонстраций прогнозировали как будет развиваться Советский Союз в ближайшие годы. Иногда вполне успешно. Один из советологических законов начала восьмидесятых гласил следующее - “председатель похоронной комиссии покойного Генерального секретаря КПСС - следующий Генеральный секретарь”.

Внешне монолитная нижегородская Единая Россия дарит нам сюрпризы именно в нечастых кадровых решениях. И если депутатов Государственной Думы от Нижегородской области определит избиратель, безусловно из заранее определённых кандидатур. То вот имена тех, кто станет председателем областного законодательного собрания (ОЗС), и членом Совета Федерации от этого органа власти, собственно, “как бы намекнут” нам - кто в конце 2016 года в нижегородском доме хозяин, а в отношении кого слухи, скорее всего сбудутся. Злые языки не устают утверждать, что нижегородский “Буцефал не вынесет двоих”, а про троих даже и мечтать не стоит.

Депутатов избирает народ. А вот руководителей и представителей ОЗС - конкретные люди. И список этих людей депутатами не ограничен.

Утверждать, что новая конфигурация нижегородской власти станет известна уже через месяц, не стану. Год назад именно в ОЗС был применён такой приём политической борьбы как “отсутствие кворума для проведения заседания”.

Именно неопределённость ближайшего будущего при отсутствии внешних, привычных признаков политической борьбы неумолимо свидетельствует, что мы с вами живём в новой политической реальности. Скоро узнаем - в какой именно.

Игорь Веселов.

"