Posted 30 декабря 2014,, 11:17

Published 30 декабря 2014,, 11:17

Modified 12 ноября 2022,, 14:43

Updated 12 ноября 2022,, 14:43

Первая экскурсия по новым площадям Арсенала

30 декабря 2014, 11:17
Первая экскурсия по новым площадям Арсенала

В декабре мне удалось попасть в святая святых Нижегородского кремля. Нет, не в Заксобрание, ведь эта колонка все-таки не о политике, а о культуре. Главное кремлевское здание для меня — Арсенал: именно в нем располагается Приволжский филиал Государственного центра современного искусства.

Как известно, недавно здесь завершилась глобальная реконструкция: вместо пары тысяч метров в ведении центра оказалось семь. Семь тысяч квадратных метров выставочных площадей, подсобных помещений, рекреаций, холлов, коммуникаций. Масштабы, которые способны поразить не только нижегородца — они вполне могут выбить из колеи и столичного музейного гурмана. Но обо всем по порядку.

Первую экскурсию по новым площадям, на которой, собственно, мне и удалось побывать, провела для представителей нижегородских музеев сама Анна Марковна Гор, директор Приволжского филиала ГЦСИ. Анна Марковна встретила нас в видеозале второго этажа. Следуя за нашим экскурсоводом, в составе группы весьма заинтригованных музейных работников я миновала уже вполне обжитые культурно просвещенной нижегородской публикой помещения первой очереди строительства и вступила на территорию еще не изведанную.

Рабочая зона

По небольшому коридору в обход помещения, оказавшегося лифтовым холлом, мы вышли к «буферной зоне» — пространству, отданному под кабинеты сотрудников музея и рабочие зоны. Некогда двухэтажное пространство при помощи виртуозной работы мысли команды архитекторов под руководством Евгения Асса, превратилось в четырехъярусное.

Уже здесь стала заметна архитектурная концепция нового Арсенала: все элементы, добавленные после реконструкции, визуально очень сильно отличаются от элементов, существовавших ранее и лишь подвергшихся реставрации. Красные кирпичные стены несут на себе отпечаток времени, а потому очищены от многолетних наслоений штукатурки и нарочито обнажены. В то же время новые, дополнительные перекрытия искрятся стеклянными перегородками, металлом лестниц и идеально ровными наливными полами. Здесь много воздуха и света, несмотря на небольшие окна.

По лестницам с прозрачными перилами спускаемся вниз. От новых выставочных площадей нас отделяет только длинный светлый коридор. На стыке потолка и стен протянуты световые полосы — они создают удивительную перспективу: сквозь стеклянную дверь на другом конце коридора виден огромный атриум первого этажа.

Пока мы идем по коридору, Анна Марковна рассказывает нам об инфраструктуре, специально приспособленной для людей с ограниченными возможностями: пандусы, лифты, правильные углы наклона пола, специальные комнаты гигиены — всем этим располагает вторая очередь строительства Арсенала.

Дверь в конце коридора открывается и...

Выставочное пространство первого этажа


Так, должно быть, чувствовала себя Алиса, провалившись в кроличью нору. Нет, серьезно. Масштабы нового Арсенала просто поразительны. Огромное помещение атриума уходит в дальние дали кирпичной кладкой и двумя рядами колонн. «Практически базилика», — с удовольствием и ноткой гордости комментирует открывшуюся нам картину Анна Марковна.

От перекрытия второго этажа в том месте, где мы стоим, оставлена ровно половина — специально для того, чтобы в этом двусветном зале была возможность выставлять многометровые полотна. «Такие экспонаты вы увидите здесь, и довольно скоро, — говорит наш экскурсовод. — Для них уже закуплен специальный музейный свет».

Балочный потолок — точная копия прежде существовавшего здесь — еще совсем бел и свеж, однако скоро потемнеет и станет совсем неотличимым от своего предшественника.

Мы идем дальше. Слева от нас, в нишах, отделенных от основного пространства стеклянными перегородками, один за другим располагаются несколько выходов во двор Арсенала.

Анна Марковна рассказывает о том, каким неимоверным трудом далась музею эта реконструкция. Пол был снят, а земля под ним вычерпана до основания строения. Здесь прошли пять археологических экспедиций, потребовавших пять лет кропотливой работы.

В ходе обследования стен выяснилось, что время порядком их поистрепало и служить несущей конструкцией они уже не могут. Поэтому перекрытие второго этажа теперь опирается преимущественно на два ряда железобетонных колонн. Колонны же, в свою очередь, установлены на месте старых, которые были сделаны из цельных древесных стволов.

«Когда мы приступали к работам, деревянные колонны казались еще довольно крепкими. Однако при демонтаже стало ясно, что целой осталось только оболочка: вся сердцевина сгнила», — рассказывает Анна Марковна.

Лифтовые холлы

Наконец анфилада заканчивается, и мы попадаем в лифтовой холл первого этажа. Три новеньких лифта уже введены в эксплуатацию. Под ногой — чугунные плиты, в точности скопированные с тех, что прежде покрывали этот пол. На второй этаж поднимаемся по лестнице. Перила также выполнены из чугуна — а вот они оригинальные, бережно отреставрированные и установленные на свое законное место.

Лифтовой холл второго этажа встречает нас белоснежными колоннами и огромными круглыми светильниками — здесь будет место отдыха для посетителей. В свете гигантских площадей Арсенала это, надо сказать, очень конструктивное решение.

В фойе второго этажа планируется разместить кафетерий. Оборудования, правда, для него пока нет, так что на первых порах это будет заведение, выполненное во вполне модернистском стиле — паллеты вместо барной стойки и паллеты же вместо столов.

Выставочное пространство второго этажа


Пройдя через стеклянную дверь, попадаем на второй этаж. Окна-бойницы по правой стороне упираются в стену кремля. Большие окна в левой стене закрыты пластиковыми модулями.

В белые короба, установленные у арочных проемов, заключены коммуникации и кабели — всего от шестнадцати инженерных систем, которыми оснащен новый Арсенал. «Прятать и декорировать их нет нужды — они чрезвычайно похожи на экспозиционные стенки, — говорит Анна Марковна. — Конструкция Арсенала такова, что легких архитектурных решений здесь не существует. Представляете, здесь нет ни одного угла 90 градусов».

Здесь же, на втором этаже, будет располагаться и детский центр Арсенала — два помещения, отделенных от основного пространства огромными стеклянными стенами. Гости музея смогут наблюдать за работой центра, а дети, в свою очередь, за ними. От детского центра на первый этаж, к одному из выходов, спускается еще одна лестница — сюда будет отдельный вход с улицы.

Подвал


По этой лестнице мы спускаемся в подвал, где уже подготовлены пространства для гардероба, ресторана и репетиционного зала. И если репетиционный зал при сдаче будет полностью оборудован — деревянные полы, станки, зеркала, душевые, то ресторан на первых порах будет обставлен также вполне в духе современного искусства постмодерна — стулья сюда планируется приносить буквально из дома. Между тем кухня уже готова и соответствует всем стандартам.

На этом же уровне расположены все основные коммуникации, серверная, а также вход на склад с широким дверным проемом — для крупногабаритных экспонатов.

На этом наше путешествие подходит к концу. Коллеги во главе с Анной Марковной поднялись в конференц-комнату пить чай и обсуждать насущные проблемы нижегородской музейной сферы, а я отправилась переваривать увиденное. Подобный масштаб для Нижнего Новгорода поистине удивителен — этакий центр Жоржа Помпиду где-то в провинциальном городке на задворках Аквитании, и да простят мне нижегородцы это сравнение.

Что до самой экскурсии, то мне очень повезло — я не только оказалась среди первых допущенных «до тела» нового Арсенала, но еще и успела сюда до ухода музея на зимние каникулы: с 25 декабря он закрывается до 7 января, исключение составят только Книжная лавка, медиатека и кафе.

Событийные программы в Арсенале и вовсе стартуют только в феврале. Именно тогда здесь на новых площадях откроется инаугурационная выставка «Музей великих надежд». У меня уже есть некоторые сведения о ней, потому как Анна Марковна дала мне обширное и не менее интригующее, чем эта экскурсия, интервью, так что и вы можете примериться к ожидающему культурный Нижний февральскому событию.

И пусть ожидание не будет мучительным: впереди новогодние праздники, миллион развлечений, маленьких и больших удовольствий — об этом, кстати, в следующей статье. С наступающим!

С любовью,
ваш спецкор больших и малых нижегородских культур Галина Курочкина.

"