Posted 20 марта 2017,, 14:30

Published 20 марта 2017,, 14:30

Modified 3 ноября 2022,, 16:44

Updated 3 ноября 2022,, 16:44

Нижний vs Казань: кого затопит первым?

20 марта 2017, 14:30
Ливневок в Нижнем Новгороде хватает только на половину, а в Казани - на 30%. NewsNN решил сравнить ливневые системы обоих городов и выяснить, кто быстрее «уйдет под воду» в случае сильных дождей и паводков.

Как сообщили NewsNN в департаменте благоустройства и дорожного хозяйства администрации Нижнего Новгорода, в настоящее время сеть дождевой канализации на территории Нижнего Новгорода построена «выборочно» для отведения дождевых вод с проезжей части основных магистралей с интенсивным автомобильным движением и с «пониженных мест» городской застройки. Общая протяженность ливневой канализации составляет 413,6 км и обеспечивает водосбор с 50% территории города. Общая площадь города составляет 466 кв.км, в том числе, подлежащая водоотведению 213,7 кв.км.

Во время сильных дождей и весной во время паводка наибольшая проблема в городе возникает с водоотведением в заречной части. Постоянный подпор коллекторов ливневой канализации приводит к заливанию трубопроводов, которые ограничены в пропускной способности, требуют прочистки и перекладки. Это негативно сказывается на эксплуатации дорог и ведет к преждевременному разрушению асфальтобетонного покрытия.

Особенно сложная обстановка сложилась на территориях, прилегающих к Московскому и Сормовскому шоссе, микрорайонам Мещерское озеро, Гордеевский и поселку Сортировочный.

«Там уже сейчас откачивают воду. Паводок только начался, а Сортировка и Сормово «плывут». Чтобы решить эту проблему, нужны гигантские средства на перекладку ливневой канализации», - прокомментировал ситуацию эколог Асхат Каюмов.

Он отметил, что в верхней части города ситуация лучше, чем в Заречной. Из показательных мест проблемы возникают постоянно на Нижне-Волжской набережной, так как «там не по уму сделана канализация, и в период дождей она всегда переполняется».

Кроме того, опасность подтоплений возникает и в микрорайоне «Мещерское озеро».

«Там всегда затапливает улицы весной, возможно ситуация изменится к ЧМ-2018 и коллекторы успеют переложить. А в целом для города все сложно, многие годы этой проблемой не занимались. Ее нужно решать постепенно и постоянно обновляя сети», - рассказал Каюмов.

В департаменте благоустройства и дорожного хозяйства сообщили, что сейчас разрабатывается новая схема развития дождевой канализации города, которая предполагает использование существующих (после восстановления) и строительство новых сетей общей протяженностью 435 км (нагорная часть - 218 км, заречная - 217 км) с устройством выпусков на магистральных коллекторах в ближайшие водные объекты.

Схемой предусматривается строительство в Нижнем Новгороде 28 комплексов очистных сооружений и 36 локальных очистных сооружений. Общая сумма затрат на реализацию «Схемы развития дождевой канализации Нижнего Новгорода» ориентировочно составит около 24,3 млрд рублей.

В 2016 году уже были выполнены работы по ремонту и содержанию сетей ливневой канализации города на сумму более 8 млн рублей. В частности, ремонт 60 дождеприемных, смотровых колодцев и колодцев с заменой плит перекрытия. Кроме того, выполнена перекладка коллекторов протяженностью 47 погонных метров и очистка коллекторов протяженностью 2477 погонных метров с очисткой 63 смотровых колодцев.

Однако с началом весеннего снеготаяния на городских улицах начался потоп. «Ремонтных работ явно недостаточно», - констатируют эксперты.

К 2018 году планируется ввести в эксплуатацию сети и сооружения дождевой канализации в районе стадиона «Нижний Новгород». Подобные работы ведутся на проспекте Молодежный до аэропорта «Стригино». Также продолжается строительство сетей и сооружений дождевой канализации около автодорожных подходов к совмещенному мосту через Оку, в которые будут поступать поверхностные стоки с улиц Ильинская, Малая Ямская и Барминская.

Однако эксперты, опрошенные NewsNN боятся, что этого будет недостаточно, а после ремонтов дорог в Нижнем Новгороде может возникнуть та же ситуация, что и в Казани.

Как сообщает Inkazan, в столице Татарстана проблема с ливневками возникает ежегодно. Несмотря на постоянный ремонт дорог и ливневой канализации, сильные дожди превращают городские магистрали в реки.

Так, в августе 2016 года в столице Татарстана затопило улицы сразу после масштабного ремонта дорог. Затопленными оказались участки дорог Южной трассы, включая проспект Победы, которые вошли в программу ремонта городских магистралей на 2,5 миллиарда рублей.

Тогда автомобилисты предположили, что потоп на проспекте Победы стал следствием именно проведенного ремонта. «В прошлые дожди таких наводнений здесь не было. Вероятно, строители повредили ливневую канализацию», - сообщает издание.

До этого, во время подготовки к Универсиаде-2013 в городе было построено несколько крупных дорожных развязок. Однако во время Студенческих игр тоже шли сильные дожди, и город «поплыл», включая дороги под новыми мостами. Например, на Танковом кольце. Тогда же исполком признал, что «трудности с проходом воды» есть на развязке по ул. Тихомирнова в районе путепровода, на том же проспекте Победы, а также на ул. Пушкина. Ответственность возлагали на автора проектов развязок — институт «Татинвестгражданпроект».

Потом чиновники отчитались, что протяженность ливневок составляет более 350 км при общей площади Казани 425 км кв. В муниципальную собственность их перевели только в 2011 году. Из-за длительного отсутствия эксплуатации ливневые сети залились, пропуская лишь 20-30% от возможного объема воды.

Проблемой для Казани является еще и то, что у города нет четкого разделения на заречную и нагорную часть как в Нижнем Новгороде. Часть улиц находится в низине, часть на возвышенности. Для рельефа местности характерно чередование. Городские улице сформировались очень давно, ливневые сети сильно изношены и устарели, полностью менять коммуникации – очень дорого. «То, что строится вновь, зачастую строится быстро и с нарушениями», - отмечают жители Казани.

При очевидных проблемах, администрация Казани неоднократно заявляла, что вопросы подтоплений по ряду улиц города удалось решить. Однако летом 2016 года выяснилось, что проблемы на Южной трассе и проспекте Победы остаются. Например, в конце июня после очередного ливня, интернет облетели видео, как казанцы ловят рыбу на затопленной проезжей части. Ливень 9 августа 2016 года не стал исключением, в очередной раз доказав, что проблема со стоками воды на этих участках дорог остается нерешенной.

Милена Черевко

"