Posted 9 января 2017,, 12:02

Published 9 января 2017,, 12:02

Modified 12 ноября 2022,, 13:59

Updated 12 ноября 2022,, 13:59

В Нижнем Новгороде бизнес не готов инвестировать в развитие набережных

9 января 2017, 12:02
В Нижнем Новгороде бизнес не готов инвестировать в развитие набережных

В Нижнем Новгороде бизнес не готов вкладывать деньги в благоустройство набережных. К такому выводу пришли опрошенные NewsNN эксперты гостинично-ресторанной сферы. Предпринимателям, считают они, невыгодно вкладывать крупные суммы в общественные пространства, несмотря на то, что в соседних регионах есть примеры подобных инвестиционных проектов.


Совладелец нижегородской гостиницы «Бугров Хостел» Юрий Кузьмичев говорит, что в Нижнем Новгороде очень много набережных, однако нижегородцам реки, в основном, мешают: люди преодолевают их через мосты, а не используют как средство отдыха и заработка. По его словам, проекты строительства рядом с реками требуют серьезных финансовых вложений уже на нулевом цикле — закладке фундамента. «Грунтовые воды и неустойчивый берег ведут к удорожанию фундамента и конструкций», — сказал он.


По его мнению, для благоустройства набережных рек нужно государственно-частное партнерство: инвестору интересны строительство торговых центров, кафе. Набережные — это «общественные пространства», предполагающие прогулочные, спортивные зоны, территории для проведения массовых мероприятий. Они невыгодны инвесторам: заработать на таких зонах сложно, считает Кузьмичев. Бизнесмены, рассуждает он, могли бы строить отдельные объекты на набережных и частично благоустраивать территорию. Интересной идей Кузьмичев называет строительство жилья на набережных, которое будет дороже при наличии благоустроенных общественных зон.


Кузьмичев напомнил, что при застройке Нижне-Волжской набережной, известной нижегородцам многолетним «синим забором», у инвестора просто не было денег освоить эту территорию. Точечные же застройки — например, ресторан «Робинзон» на Гребном канале и гостиница «Александровский сад» — строились как локальные, без обременения, в качестве которого, например, могло бы быть мощение набережных брусчаткой.

Напомним, синий забор на Нижнее-Волжской набережной от речного вокзала до Зеленского съезда планируется снести до конца 2017 года. Компании-застройщику — «Трейд-парк» — не удалось приостановить решение судов о сносе забора и недостроенных объектов. Конкурс на благоустройство набережной власти Нижнего Новгорода провели в ноябре 2016 года.


Президент нижегородской ресторанной ГК «Пир» Александр Котюсов говорит, что бизнесмену не выгодно просто выложить набережную брусчаткой, установить лавочки и забор, если только это не будет территория, прилегающая к его кафе или ресторану.

Что касается Нижнее-Волжской набережной, то, по мнению Котюсова, на ней не должно быть никаких объектов: это должна быть зона для пеших и велосипедных прогулок. Если набережные будут застраивать жильем, считает эксперт, то можно включить их в придомовые территории.


В соседних с Нижегородской областью региона Приволжского ФО есть примеры, когда проблему благоустройства набережных решали за счет бизнеса. Примером может служить столица Татарстана. Казань – это единственный город республики, где набережную благоустроили полностью за счет инвестора. Для других муниципальных образований в 2016 году на эти цели из регионального бюджета выделили 1 миллиард рублей.

Вопрос о благоустройстве набережных в Казани власти Татарстана с начала 2000-ых годов поднимали неоднократно. Но только к 2010 году они начали склоняться от теорий в сторону практики. Импульсом послужила Универсиада-2013. За два года до нее – в 2011-м – стало известно, что набережную возле Казанского Кремля будет строить и благоустраивать ПСО «Казань». Этой компанией руководит депутат Государственного совета Татарстана Равиль Зиганшин. Компания вела и ведет строительство крупных объектов в Казани и на близлежащих территориях.

К Универсиаде-2013 ПСО «Казань» получила контракты на строительство в столице Татарстана стадиона «Казань Арена» на 45 тысяч мест, Дворца водных видов спорта, Академии тенниса, трех центров: гимнастики, хоккея на траве, гребных видом спорта, комплекс стендовой стрельбы и так далее. Плюс восемь крупных транспортных развязок. Общая сумма контрактов исчисляется десятками миллиардов рублей. Строительство одного только стадиона обошлось более чем в 10 миллиардов рублей.

ПСО строит большую часть объектов нового города в Татарстане Иннополиса. Это детище министра связи и массовых коммуникаций России Николая Никифорова, получившее поддержку Дмитрия Медведева. И там суммы контрактов исчисляются миллиардами рублей.

Компания занимается реконструкцией исторических зданий в Казани, строит стадионы в ЧМ-2018 в Самаре и Саранске и новый зоопарк в Казани, а также ведет жилищное строительство.

Вокруг деятельности ПСО «Казань» регулярно вспыхивают скандалы. Однако ни один из них не наносит существенного вреда компании. Например, с 2012 и по сей день экологи-активисты протестуют против намыва под Казанью искусственных островов на Волге. В 2016 году ПСО «Казань» отстраняли от строительства уже упомянутого стадиона в Самаре из-за увеличения затрат с 17, 3 миллиардов рублей на два миллиарда и так далее.

Компания Зиганшина регулярно делает городу и республике «подарки». Например, компания проинвестировала строительство речного вокзала на острове-граде Свияжск. В конце 2015 года он стал соинвестором строительства мечети около Кремлевской набережной. Мечеть располагается в рядом с коттеджным поселком, где прописаны и проживают глава Татарстана Рустам Минниханов и премьер-министр Ильдар Халиков.

Набережную в Казани, которая получила название «Кремлевской» Зиганшин тоже назвал подарком городу. Это полностью инвестиционный проект ПСО «Казань». «Кто-то что-то делает, потому что ему это интересно», — так туманно он высказался о проекте в 2014 году.


Сумма затрат на него превысила один миллиард рублей. Очевидно, что сейчас, когда набережную продлили почти до самого моста Миллениум еще примерно на километр, вложено гораздо больше.

Набережную разделили на три «полосы»: для пеших прогулок, катания на велосипедах, скейтах и роликовых коньках, третья рядом с ресторанами. Сейчас к ним добавились многочисленные кафе, кофейни, бургерные и прочие маленькие точки, плюс киоски мороженого и прохладительных напитков, прокат спортивного инвентаря, карусель, паровозик с вагончиками и прочие увеселительные объекты. Всеми ими управляет само ПСО «Казань». Исключение составляет ресторан Lovе story, который, по слухам, принадлежит жене главы Татарстана Гульсине Миннихановой.


К новому году на набережной открывают Новогодний городок с катком, елкой и прочими увеселениями. Он разделен на платную и бесплатную зону, вход в которую составляет 200 рублей. Тем не менее, корреспондент NewsNN убедился, что к кассам выстраиваются очереди, в ресторанах с высоким чеком в каникулы невозможно было без брони найти столик, а сама набережная привлекала тысячи гуляющих.

В настоящее время на Кремлевской набережной продолжается строительство инфраструктурных объектов и продолжения прогулочной зоны.

Татьяна Ренкова, Екатерина Чечурина

"