Posted 17 декабря 2016,, 08:53

Published 17 декабря 2016,, 08:53

Modified 12 ноября 2022,, 14:00

Updated 12 ноября 2022,, 14:00

«На дне»: прочитано сегодня

17 декабря 2016, 08:53
«На дне»: прочитано сегодня

Предпремьерный показ спектакля «На дне» прошел в Нижегородском государственном академическом театре драмы им. А.М. Горького 15 декабря. Поставил пьесу московский режиссер Валерий Саркисов. Постановка уже вызвала бурное обсуждение и самые разные отзывы зрителей. А это значит, что событие произошло и получило резонанс.

Читаем Горького и удивляемся


Идея поставить спектакль по одной из пьес земляка нижегородцев возникла в театре. Посвятили это событие юбилею Максима Горького: в 2018 году будет отмечаться его 150-летие.

Режиссер рассказал, что выбор пьесы был непростым. Перечитал все и не мог понять, как ставить ту безнадежную тоску, которая действительно есть в пьесах Горького. «На дне» была последней из прочитанных и вдруг неожиданно «зацепила». На пресс-конференции перед премьерой режиссер рассказал:

- Да, у нас определенное отношение к этой пьесе. Со школы. И для меня она мрачная, тяжелая. Была. Я бы, может быть, никогда и не стал ее перечитывать… Перечитал все пьесы. «На дне» - в самую последнюю очередь. И с первой страницы стал смеяться. Сам не ожидал, что она ТАКАЯ. «На дне» - величайшая пьеса, пьеса на все времена, и человек, который ее написал – великий.

Пьеса вне времени и героев


В спектакле нет времени. Нет в смысле обозначенности - какой это век, какой год. Такое происходило и происходит везде, всегда, со всеми.

Валерий Саркисов говорит, что «это не актуальный спектакль. Проблемы остались те же самые. Ничего не меняется. Как говорил один из героев пьесы Андрея Платонова «Шарманка»: «Погода только меняется, а время оно одинаковое».

Поэтому, наверное, и сценография, которая тоже принадлежит режиссеру, может означать и ночлежку старого Нижнего Новгорода, и трущобы Нью-Йорка или Дублина. И костюмы, автором которых стал тоже москвич, известный театральный художник Андрей Климов, вневременные.

«На флейте водосточных труб»


Огромные трубы на сцене. Они и нары, и стены клетки, и выходы в мир живых, а часто и в мир иной. Таким сделал пространство режиссер, а уж зрители истолковывают каждый по-своему. Но пространство это не создает образ безысходности «дна». Оно читается как многовариантный выбор. Куда, в какую сторону пойти – каждый решает сам.

Музыка спектакля для многих может стать весьма...неожиданной. Джаз. Дюк Эллингтон. Композиции звучат из динамиков, их исполняют «вживую» актеры.

Максим Горький после поездки в Америку назвал джаз «музыкой толстых»... Но ведь именно эта музыка вышла из таких же трущоб, в которых живут герои пьесы. Нижегородский журналист Светлана Кукина сразу после премьеры написала: «Я скажу, причем тут джаз. Точнее, один из его корней — блюз. Я напомню эту бессмертную фразу: блюз — это когда хорошему человеку плохо. Увиденный сегодня спектакль — это блюз. Они все родились хорошими людьми: Дворянин, Стряпуха, Актер, Рабочий, Предприниматель… Даже Вор Васька родился хорошим человеком. А в некоторых персонажах изначальные социальные статусы уже не угадываются, но и это не важно. Люди, просто люди. Они все угодили в социальный лифт с билетом в один конец: вниз. Все, что им осталось, — это блюз и водочка, конечно. Все, о чем они говорят, как говорят, как проживают — это наш сегодняшний день. Я не знаю, как Горький это угадал».

Люди, просто люди


«Хочу, чтобы спектакль получился про нас, а не про какой-то определенный социальный слой общества. Это не ночлежка. Не бомжи. Вспомните героев: барон, актер, шулер, картузник... Абсолютно разные люди, личности. У каждого своя история. Они плачут и смеются, любят, заботятся друг о друге, среди них кипят страсти. Что внизу, то и наверху. Это не имеет значения. Такое стечение обстоятельств. Не более. А живут тем же, думают о том же. В центре – человек. Его история. Его жизнь», - говорит о героях пьесы Валерий Саркисов.

Об этом же говорил перед премьерой Сергей Блохин, заслуженный артист России, исполнитель роли Сатина: «У нас нет главного героя. Все герои - главные. Пьеса про людей. Про их взаимоотношения, про их отношения друг к другу, про отношение к жизни. У каждого своя правда. Каждый живет… абсолютно честно, правильно».

И именно так происходит на сцене. Каждый успевает рассказать свою историю, которая вливается в общее прочтение пьесы про жизнь.

Финал. Обняться и принять. Круг сжимающих друг друга за плечи. Потом, после темноты, он снова разворачивается. Но люди уже почувствовали, что они могут быть рядом, вместе.

Помолодевшая пьеса


У зрителей, помнящих различные постановки этой пьесы, может сложиться странное ощущение. Героев пьесы всегда воспринимали людьми, скажем так «в возрасте». А в саркисовском спектакле заняты молодые актеры театра и среднее поколение артистов. Самый «возрастной» - заслуженный артист России Анатолий Фирстов, играющий Луку.

Дело не в нарушении традиций. У Горького Василисе Карповне 26 лет. Наташе – 20, Ваське Пеплу – 28. И у Саркисова этих персонажей, да и всех других, играют актеры, близкие по возрасту своим героям. И потому еще пьеса звучит по-новому, необычно для традиционного восприятия.

Актриса Марина Львова (Василиса Карповна) перед премьерой говорила, что сама была удивлена распределением ролей. «Василиса для меня - это опытная женщина. Взрослая. Это стереотип. В пьесе ей 26 лет. Как мне. Все встало на свои места», - поясняет актриса.

К слову, Валерий Саркисов в интервью NewsNN перед первым показом говорил о том, что в театре очень хорошая труппа, такая, каких нет во многих столичных театрах. «Скажу больше, такой труппы, какая есть в нашем театре, в Москве нет. И в Питере нет. В Питере еще хуже ситуация с контингентом, там очень мало хороших артистов. Некоторые пьесы в Москве невозможно распределить по ролям», - рассуждает режиссер.

Время – оценивать и спорить


Спектакль состоялся. Актеры выложились «на все сто». Впереди у спектакля непростое время, не зря говорят, что после премьеры он становится завершенным, обкатанным, спустя несколько показов. Но споры вокруг него уже идут.

Вера Фортунатова, доктор филологически наук: «Ставить сегодня горьковскую пьесу «На дне» - это верх сценической дерзости и отваги. Загадочная и по сей день, она представляет собой то ли философский манифест, то ли этническую зарисовку с натуры, то ли еще нечто такое, о чем в свое время писал известный горьковед И.К.Кузьмичев... «Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет… а может, и больше – для лучшего человека живут!».

Вот это ( и другое) есть самое злободневное для нас, ибо концепт «ДНА» стал приметой нашего времени - финансовое, нравственное, репутационное дно, - хотя все время когда мы туда опускаемся, кто-то еще стучит нам снизу. Выходит, что Алексей Максимович все-таки еще не до конца нами прочитан?!».

Светлана Кукина, журналист: «К новому спектаклю «На дне» в нашем драмтеатре невозможно относиться легкомысленно или высокомерно, со снобистских позиций. Просто идти и смотреть. И это будет совершенно новое прочтение, казалось бы, знакомой-презнакомой пьесы. Это как будто всех персонажей отмыли, протерли до блеска, и они засияли неузнаваемыми красками».

Перечитывать Горького и смотреть «На дне». А потом – спорить. Следующие показы 17 декабря, а затем уже в новом году – 6 и 18 января.


Татьяна Кузнецова

"