Posted 25 декабря 2016,, 18:23

Published 25 декабря 2016,, 18:23

Modified 12 ноября 2022,, 14:00

Updated 12 ноября 2022,, 14:00

Культурный Нижний 2016: Необъективный рейтинг

25 декабря 2016, 18:23
Культурный Нижний 2016: Необъективный рейтинг

Быть объективным в области культуры невозможно. Выбрать десять «событий года», произошедших в культурной жизни полуторамиллионного города сложно. Поэтому в основу этого материала легли отзывы нижегородцев, которые ходят на выставки и в театры, посещают концерты и фестивали.

«На дне». Немногие видели, но спорят.

Нижегородский государственный академический театр драмы им. А.М.Горького в конце года представил зрителям предпремьерные показы спектакля «На дне». Спектакль, поставленный московским режиссером Валерием Саркисовым, сразу вызвал бурные споры в среде театралов.

Необычная сценография (на сцене конструкция из огромных труб), придуманная самим режиссером, вневременные костюмы известного столичного театрального художника Андрея Климова, новое прочтение пьесы актерами театра уже вызвали бурное обсуждение в социальных сетях.

Объясняя свой выбор пьесы, режиссер сказал, что «у нас определенное отношение к этой пьесе». «Со школы. И для меня она мрачная, тяжелая. Была. Я бы, может быть, никогда и не стал ее перечитывать… Перечитал все пьесы. «На дне» — в самую последнюю очередь. И с первой страницы стал смеяться. Сам не ожидал, что она ТАКАЯ. «На дне» — величайшая пьеса, пьеса на все времена, и человек, который ее написал — великий», — говорит он.

Кроме того, Саркисов, работающий с нижегородским драмтеатром с 2005 года, считает, что труппа театра драмы позволяет ему «расписать по ролям» многие пьесы, чего часто невозможно сделать даже в столичных театрах.

Следующие показы спектакля пройдут в драмтеатре 6 и 18 января. Стоит идти, смотреть и спорить.

«Студия Нижний». Фильм, которого ждали пять лет

Пять лет режиссер Евгений Кафельников с командой снимал фильм про историю, проходящую в Нижнем Новгороде в 90-х годах. Было и приглашение на съемки нижегородцев, уже сделавших карьеру на всероссийском уровне и реконструкция концерта уже ушедшего из жизни Алексея Хрынова (Полковника) в интерьере почившего «Рок-бара». Сыграл роль музыканта актер театра драмы Сергей Блохин. Рядом с ним были музыканты, работавшие с Алексеем Полковником — Сергей Чиграков (Чиж),Максим Поведский, Игорь Домашенко, Алексей Жаринов.

Зрители творческого пространства «Кинофактура», созданного Евгением Кудельниковым, уже смогли оценить первую версию фильма. После новогодних праздников его обещают показать на больших экранах нижегородских кинотеатров. Для жителей Нижнего это станет, как минимум, интересной экскурсией в город, которого уже нет.

«Рок чистой воды». Возрождение.

В 1986 году в Горьком прошел первый рок-фестиваль на площадке ДК им. Орджоникидзе. В нем приняли участие около 70 коллективов.

В итоге образовался рок-клуб. Было проведено четыре областных фестиваля (последний — в 1992 году), множество концертов — как своих групп, так и приглашенных лидеров рок-сцены: «Зоопарк», «Телевизор», «Чайф» и др., музыкально-экологическая акция «Рок чистой воды», которая проходила на Волге (1990 и 1992 годы), на Байкале (1990 год) и в Чернобыле (1992 год).Рок-клуб объединил группы «ГПД» (Дзержинск), «Хроноп», «Кантабиле», «Рок-синдром» и других, в его состав входил и Алексей «Полковник» Хрынов.

30 июля на площади Минина и Пожарского снова прозвучал «Рок чистой воды». На двух концертных площадках выступали лучшие нижегородские рок-команды и гости — группы «Чайф», «Аукцыон», «Настя», «Хроноп», «Последний Приют», «Телевизор», WeekendatWaikiki.

Организаторы наедятся, что фестиваль станет традиционной визитной карточкой Нижнего Новгорода. Они стали лауреатами нижегородской региональной премии «Пробуждение».

«Контрамарка». Фестиваль, который должен повториться

Впервые в Нижнем Новгороде прошел фестиваль театральных коллективов Нижнего Новгорода и области, организованный Нижегородским театральным училищем имени Евгения Евстигнеева.

Как говорит директор училища Леонид Чигин, фестиваль проводился «с целью поиска новых талантов среди ребят, занимающихся в театральных студиях (возраст соответствует поступлению). По результату были вручены три «Золотые контрамарки», по которым ребята зачислялись на третий тур без вступительных экзаменов. Это было крупное событие, которое никого, к сожалению, не интересовало. Руководителям коллективов огромный поклон и за работу, и за любовь к делу. В этом году, надеюсь, состоится «Контрамарка — 2017».

Центр театрального мастерства. Открытая площадка

В самом начале года заслуженный артист России Александр Сучков и актер театра «Комедiя» Евгений Пыхтин решились на смелый и во многом авантюрный эксперимент. Они, во-первых, возродили «Маленький театр» (содружество актеров, начавшееся в 90-х годах, — прим. авт.). Спектакль «Машинистки», поставленный Александром Сучковым, снова, после вынужденного перерыва, радует зрителей.

Но самое главное — создан Центр театрального мастерства в здании Нижполиграфа. Это пространство, придуманное и продуманное для камерных театральных постановок, уже стало центром притяжения нескольких театральных коллективов и массы зрителей.

На площадке центра работает студия, проходят спектакли «Маленького театра», театров «Зоопарк», «Камер-юнкер», здесь показали свой музыкальный спектакль «Бедная невеста» студенты Нижегородской консерватории (спектакль поставил для своих подопечных Александр Сучков), выступали Лев Харламов, STYLE-QUARTET и другие коллективы. Здесь же теперь играют блистательно-пронзительный моноспектакль «Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века», поставленный Александром Ряписовым.

Декларированная создателями пространства «открытость» действует. «ЦТМ — новое пространство для живого общения, это не академическая сцена, а именно пространство для встречи-диалога с каждым зрителем; ощущения, что ты соучаствуешь в действе; особая наполненность после увиденного — прочувственного» — пишет журналист и редактор Наталия Ершова.

«Если завтра нет» и «Девушки в любви». Спектакли на разрыв аорты

Две премьеры в Центре театрального мастерства. «Если завтра нет» (режиссер Александр Сучков, «Маленький театр») — пронзительная история короткой дружбы подростка и взрослого мужчины. О ранимости мальчика и мудрости мужчины, который не побоялся потратить себя на чужого ребенка.

Два человека на площадке. Совсем юный, искренний, непосредственный в своем мальчишестве Игорь Савостин. Взрослый, мудрый, порой жесткий, ироничный к себе и к миру Александр Калугин — как важно, чтобы рядом с подростком хотя бы на семь дней оказался ТАКОЙ мужчина.

Добавим, что художником по костюмам этого спектакля, а также спектакля "Машинистки" стала Марина (Маля) Печекладова. Ее решения актерского костюма в спектаклях этого года не раз отмечены зрителями. Марина умеет понять и воплотить на площадке именно те образы, которые задуманы режиссером.

«Девушки в любви» (режиссер Елена Фирстова, театр «Камер-юнкер»). Еще одна пронзительная история о любви и одиночестве, об эмиграции в свой внутренний мир и непонятости. И несомненная удача актрисы Екатерины Беляевой, сыгравшей главную роль. В Нижнем Новгороде появилась и проявилась еще одна яркая актерская единица.

АРТ-Россия. Неожиданный эффект.

Международную выставку «Арт-Россия 2016» в Нижнем Новгороде ждали. Она прошла в ноябре на территории Нижегородской ярмарки. Открытие было приурочено к 120-летию XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года.

На ней демонстрировались работы 450 художников из более чем тридцати регионов страны и 15 зарубежных стран. О масштабе выставочного форума говорит то, что он разместится во всех павильонах Ярмарки и в Главном ярмарочном доме.

Для музейно-проектной зоны был выделен отдельный павильон — на этой площадке нижегородские музеи показали фрагменты своих экспозиций и представили перспективные проекты.

При том, что выставка включала в себя множество интересных работ, ее посетители часто сетовали на то, что большая часть площадей была отведена под продажу произведений не самого высокого уровня.

«Светлояр русской словесности». Фестиваль-движение

Литературный фестиваль-движение мастеров и молодежи «Светлояр русской словесности», включил в себя две литературные экспедиции на Светлояр: в мае для младших — в 2016 году с детским писателем Станиславом Востоковым, и летнее Солнцестояние в июне, а также выход очередного номера одноименного журнала-альманаха.

Идейный вдохновитель фестиваля — поэт, педагог, автор и редактор Марина Кулакова так говорила о том, что произошло: «Светлояр русской словесности» рождался в недрах других моих проектов, маршрутов и начинаний, в частности, в рамках проекта «ЖЭст — Живая ЭСТетика». «Сам «Светлояр русской словесности» существует последние два года, и это больше, чем просто молодежное объединение. Это творческое движение, движение в самые интересные места нашего края, в глубину России — ногами по земле, с дальними прицелами и маршрутами. А недавно у меня возникло очень важное и сильное ощущение, что это еще и большая творческая семья», — отмечает Кулакова.

Марина Кулакова давно занимается воспитанием детей и молодежи в литературной среде. Пожалуй, это уникальный случай, который еще раз подтверждает культурный статус Нижнего Новгорода.

Европейские кино-музыкальные фестивали. Плотно и насыщенно.

Кино-музыкальные фестивали не первый год проводит Павел Милославский с Нижегородским центром немецкой и европейской культуры. Они дают возможность нижегородскому зрителю познакомиться с самым широким спектром творчества режиссеров, музыкантов, актеров разных временных периодов, разных стран.

Архитектурный критик Марина Игнатушко так отзывается об этих событиях: «Во-первых, всегда — высокий уровень. Во-вторых, интенсивность не провинциальная — очень плотно, насыщенно и красиво».

«Нижегородское собрание сочинений». Авторы из шорт-листа.

Издательский проект «Нижегородское собрание сочинений» в издательстве «БегемотНН» стартовал в Год литературы (2015 год — прим. авт.). Некоторые авторы и их книги из этого проекта вошли в шорт листы литературных премий: Елена Крюкова, Валерий Хазин, Ильдар Абузяров. Каждая книга выходит в проекте со своим лицом, соответствует и автору, и идее текста.

«Первая пилотная книга — новый роман Елены Крюковой «Беллона» — уже издана. В Год литературы появятся и другие книги из серии «Нижегородское собрание сочинений» — это и авторские книги (Ильдар Абузяров «Финское солнце», Анна Андронова «Хирургический день», Валерий Хазин «Прямой эфир» и др.), и сборник рассказов («Свои»), и поэтическая антология («Настоящее»). В рамках проекта предполагается издать 12 книг, которые составят своеобразный срез современной нижегородской литературы, — так анонсировался проект.

Отметим, что Елена Крюкова со своим романом «Солдат и царь» получила в уходящем году несколько престижных премий. Валерий Хазин с романом "Прямой эфир" вошел в лонг-лист общенациональной премии "Большая книга 2016" и стал лауреатом премии "NewBook. Волга-2015" в номинации "Интеллектуальная проза"..

Хор университета имени Н.А.Лобачевского. Два «золота» и открытая репетиция

Хор университета стал двукратным победителем Всемирных хоровых игр-2016, завоевав сразу две золотые медали конкурса, став чемпионом в категории «Поп-музыка». Игры проходили в столице Зимней олимпиады-2014 Сочи с 7 по 16 июля. По данным организаторов, всего за звание лучших боролись порядка 12 тысяч вокалистов.

Кроме того, по результатам игр, академический хор государственного университета вошел в «золотую сотню» лучших хоров мира. Рейтинг, определивший это почетное место хоровому коллективу, называется INTERKULTUR, он проводится с 2000 года, оценивая участие в конкурсах и победы тысячи хоров со всего света. Система оценок основана на правилах 100-балльной оценочной базы Всемирных Хоровых Игр.

После возвращения из Сочи, где проходили игры, хор провел открытую репетицию для СМИ.

P.S. Автор благодарит за рекомендации и высказанные мнения нижегородцев, откликнувшихся на вопрос о том, какие культурные события 2016 года вызвали их интерес.

Татьяна Кузнецова

"